Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Крымский взгляд на украинскую историю: перерождение

10 августа, 12:19

За один день на родной земле я смогла увидеть и сравнить «себя прежнюю» на фоне «себя настоящей», то есть до Летней школы «Дня» и после. В итоговой анкете я писала, что не знаю, как буду чувствовать себя, когда вернусь в Крым, потому что со мной произошло перерождение. Прием. Прием. Чувствую себя нормально. Даже очень. Готовлюсь к космическим интеллектуальным пространствам.

В Киеве я поняла, что у меня есть две проблемы. Я не знаю на должном уровне истории Украины, не вижу контекста, который видят мои коллеги из других регионов страны. Кроме того, я не знаю украинских героев: писателей, режиссеров, ученых, актеров. То, что я живу в Крыму, в «государстве в государстве» — не оправдание. Хотя бы потому, что истории Крыма я тоже не знаю. В основе этих проблем — несовершенное среднее образование. «День» положил начало к их решению.

Я открыла богатейший мир Украины, узнала о великих украинцах. Вспомнила о своих полтавских корнях. Появилась гордость за Украину. Необычное и прекрасное чувство поселилось в моем сердце. Поэтичное, как украинская песня. Я решила выучить украинский язык, уделить много внимания истории Украины, читать украинские книги. Я осознала, что нельзя рассказывать детям историю Украины, не показав хотя бы Киев. История будет для них чужой, непонятной, пока они не пройдут по граду Владимира, граду Ярослава, граду Ольги, не увидят Золотых ворот, Софии, Аскольдовой могилы... Каково крымским детям читать украинскую литературу, если они не находились в украиноязычной среде? А ведь дело еще и в качестве литературы, которая входит в школьную программу. Как сказала Наталья Лигачева, «вместо того, чтобы выискивать в украинской литературе, украинском искусстве что-то качественное, интересное, изначально, как только родилась независимая Украина, кинулись к количественному, но оно ведь не всегда качественное». Крымские дети закрываются, отнекиваются от украинской литературы, истории, у них формируются негативные стереотипы по отношению к стране. А стереотипы разрушить сложно. Мне для этого понадобился «День».

Кстати, спустя пять недель я заговорила на украинском языке. «На чистом и правильном», как говорили мне мои собеседники. Это очень приятная, ценная похвала.

Когда Лариса Алексеевна интересовалась, что прочесть, чтобы расширить знания по истории Украины, ей посоветовали «прочитать для начала всего Грушевского». Начну и я. Кроме того, есть и список других книг, фильмов, который я составляла в течение Летней школы. Есть «Україна Incognita» и «додаток до українського паспорту». А жуткие, искривленные учебники по истории нужно сжечь, чтобы не пугать детей.

По возвращении я увидела, что две мои проблемы: незнание истории Украины и незнание истории Крыма характерны для большинства крымчан. Кроме того, у некоторых есть третья — незнание своей национальной культуры. Такая проблема очень актуальна для русских крымчан, более того, она усиливает первые две.

Суть этой проблемы можно объяснить на примере, который встретился мне случайно. Меня заинтересовала наивная статья «Не будет русская интеллигенция отстаивать Крым...» на сайте «Большая Ялта». Автор приводит цитату Максимилиана Волошина: «Трудно считать приобщением к русской культуре то обстоятельство, что Крым посетили в качестве туристов или путешественников несколько великих русских поэтов и что сюда приезжали умирать от туберкулеза замечательные писатели...». Далее автор статьи продолжает уже от себя: «Трепетная душа русского поэта не может откликаться на статичную зелень кедров, дубов, пальм, тамариксов... Для нее эталон — береза. А береза не замирает камнем, как дуб. Да, красиво в Крыму, но чисто внешне. Душу не затрагивает. Поэтому жить тут никто не остается, а если остается, то — вынужденно, и страшно мучается».

Но ведь приобщение Крыма к русской культуре не только в том, что сюда приезжали гениальные туристы. Русские интеллигенты, которые побывали на полуострове, не обязаны что-то делать для Крыма: приехали, полечились, уехали. У них своя родина. И дело не в березах-кедрах. А вот те, кто здесь живет, обязанность перед Крымом имеют.

Далее автор приводит в пример диалог со своим знакомым: «Вот ты постоянно кичишься своей русскостью. Что ты делаешь, чтобы быть русским?» — спрашивает автор. «Я?! Да я говорю по-русски и Новый Год отмечаю по московскому времени! Что еще надо?! Ты хочешь, чтобы я косоворотку носил?!» — отвечает ей респондент.

Действительно, некоторые русские, которые живут в Крыму, кроме «московского времени», ничего не знают и знать не хотят. Чаще всего такие люди ненавидят Украину, украинцев, украинский язык. Они ограничены. Они не чувствуют истории. У них нет ничего, кроме ненависти.

А в Крыму есть все для счастья. Крым вдохновенный, идейный. Здесь должна быть своя интеллигенция. Где она? В Крыму, кстати, каждый может стать полиглотом. Зачем ненавидеть украинский, если его можно легко выучить и полюбить? Человек ничего не потеряет, ему станет легче, свободнее, шире. А для настоящих «патриотов русской культуры» появится стимул познать свои традиции. Современные украинцы подают хороший пример трепетного отношения к культурному наследству, честное слово! А крымские татары? Им есть что рассказать о своем народе. А вам, русские крымчане, живущие в Украине, есть что рассказать? Что вы сделали для русской культуры?

Если говорить о моих родственниках, то часть из них приехала в Крым после войны из Сибири и Центральной России, приехала вместе с культурой, традициями, языком. Русская культура мне близка не потому, что в Крыму был Пушкин, а потому, что основная часть моих предков — русские. Я воспитана на русских сказках, русской классической литературе. Меня коробит, когда коверкают мой язык. Что я делаю для поддержания русской культуры? Предъявляю требования к себе: стараюсь говорить, писать грамотно и красиво. Часто предъявляю такие же требования к окружающим.

Но все же я живу в Украине. Это моя страна, единственная и неповторимая. К счастью, я имею и украинские корни. Это обязывает меня знать историю, литературу и язык. Я поняла это в «Дне».

Я живу на уникальной крымской земле. За нее боролись разные народы, Крым — общая родина для всех. Я люблю и уважаю каждую нацию, которая здесь живет. Казалось бы, кто лучше, чем крымчане, может знать, насколько важно понимать и принимать отличное от того, что ты есть? Почему именно крымчане не осознают важности украинской государственности и того, что она несет? Может, потому, что они не знают своей истории? Теперь изучение истории Крыма, представление полуострова как в украинском контексте, так и абсолютно самостоятельным явлением — важная задача для меня.

Итак, планы по освоению интеллектуального космоса необъятны. Это и есть перерождение, которое пришло ко мне с «Днем».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать