Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как «выхватить» живую деталь

Призер Фотовыставки газеты «День» Александр Кузьмин — о первых впечатлениях от освобожденного Славянска и опыте работы в АТО
18 сентября, 11:50
«МАЙДАН. 2 ФЕВРАЛЯ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЗЬМИНА

Известный украинский фотограф-фрилансер Александр Кузьмин в прошлом году много работал на Майдане. Позже — ездил в зону АТО, в частности, был одним из первых, кому удалось зафиксировать освобождение Славянска. Несмотря на то, что в фотографиях Александра часто зафиксировано развитие драматичных событий, там всегда присутствует жизнеутверждающий и оптимистический элемент. На Майдане в час отдыха люди поют под гитару веселые мотивы, обнимаются, целуются. «Там бурлила жизнь, и жизнь в конечном итоге победила», — говорит фотограф. Или отмеченная на прошлогодней фотовыставке «Дня» партнером конкурса — Посольством Королевства Норвегии в Украине — оптимистичная работа «Столб животворящий», где люди в освобожденном Славянске заряжают электронные гаджеты просто от... столба.

— В моих работах сознательной ориентации на жизнеутверждающие мотивы нет. Как-то оно так получается — поймать улыбку сквозь слезы или уверенный взгляд в будущее уставшего митингующего из какой-то сотни. Я пытаюсь снимать все то, что вижу, и что, на мой взгляд, будет интересно людям. Единственное... экшн — это не мой жанр. Я на этой теме никогда не концентрируюсь и не спекулирую, — рассказывает Александр Кузьмин. — Меня интересует больше будничность, из которой можно буквально «выхватить» живую деталь, образ. Даже на Майдане акцентировал внимание на особенностях жизни митингующих, которые оставили свои дома, вышли из зоны личного комфорта, чтобы выразить публичный протест. Повседневная жизнь, к счастью, не всегда драматична. На том же Майдане знакомились, влюблялись. Пели под гитару и вместе готовились к бою. Когда ты в гуще событий, какой-то внутренний голос подсказывает — сделай кадр! Прямо сейчас!

— Как было сделано фото «Столб животворящий»?

 — Это Славянск. Практически сразу после освобождения. Принял решение поехать, потому что не мог этого не сделать. Для страны это было очень важное событие, и я хотел показать героев, которые вернули в город мир и спокойствие. Собственными глазами видел подвиги. На упомянутом вами фото — центральная площадь Славянска, неподалеку от горсовета. Когда мы приехали туда, то в городе не было воды и света. Свет только лишь начали восстанавливать. Первые объекты — горсовет и столбы с фонарями, которые там расположены по периметру. Люди приделали переходники и приходили зарядить телефоны, ноутбуки, другие гаджеты. Для меня это фото очень символичное, потому что на самом деле этот столб в некоторой степени объединил жителей всего города вокруг того, что для них было важно — банально на бытовом уровне. Если честно, в городе приходилось встречать людей, которые были враждебно настроены к Украине, агитировали за какие-то объединения с «ДНР». Но в результате все закончилось тем, что люди поняли, что именно Украина обеспечила им мир и комфорт, возобновила электроснабжение и обеспечила водой. Смотрю сейчас на фото и вспоминаю свои чувства, побуждавшие его сделать, — жители современной страны в центре Европы в ХХІ веке вынуждены заряжать девайсы... от столбов. Сюрреалистическая картина.

«СТОЛБ ЖИВОТВОРЯЩИЙ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЗЬМИНА

...Работа в таких условиях для большинства украинских фотографов — первый подобный опыт. Мы как-то на автоматизме познакомились с типами бронежилетов и касок... Прошли курсы неотложной медицинской военной помощи. И как-то словно ненароком часть фотографов стали военными журналистами. Конечно, была небольшая когорта людей, снимавших войну за рубежом. Но даже они признавались, что опыт боевых действий на своей Родине — это совсем другое. Например, я никогда не хотел съездить в Афганистан или Ирак. Лично для меня важнее с помощью камеры искать ответы на вопросы, которые больше всего волнуют украинцев. Война в Афганистане, кроме того, что она, как и любая война, ужасна, и о ней нужно правдиво писать, для большинства украинцев не была близкой. Сегодня же война пришла в нашу страну. Это драматичный толчок для перерождения нации. И фотографы просто обязаны фиксировать процессы новейшей истории, пропускать их через себя.

— В прошлом году вы впервые принимали участие в Фотоконкурсе «Дня» и сразу же были отмечены. Чем удивите на этот раз?

— Планирую в этом году участвовать в конкурсе лишь при условии, если смогу отобрать что-то стоящее. В этом году получил травму ноги, лежал в больнице, долго восстанавливался и много событий просто пропустил. Я очень уважаю ваш фотоконкурс, чтобы посылать на него проходной материал. Признаюсь, это второй конкурс, в котором я решился участвовать. Первый — вообще не состоялся. Поэтому для меня это своеобразный старт. С одной стороны, я не хочу признания, но с другой — это уникальная возможность для фотографов показать себя и свои работы.

В Украине фотоконкурс «Дня» — самый авторитетный и масштабный. Это своего рода старейшина среди типичных конкурсов. Публикация фотографий в прессе — это хорошо. Но выставка, тем более такого уровня, как проводит «День», — совсем другой уровень восприятия наших работ. Это возможность показать, что ты делаешь, что думаешь, что переживаешь, массовой мыслящей аудитории. Ну, и, наконец, это своеобразный форум общения для всех фотокорреспондентов страны. Конечно, мы знаем друг друга, встречаемся на съемках... Но прийти на выставку «Дня», увидеть кучу людей, которых давно не видел, посмотреть, что они сделали за год, в конце концов, показать какие-то свои работы... Это дарит невероятные ощущения драйва!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать