Я - для того, чтобы голос моего народа достойно вел свою партию в многоголосом хоре мировой культуры.
Олекса Тихий, украинский диссидент, правозащитник, педагог, языковед, член-основатель Украинской Хельсинской группы

Орфей снова в аду

О том, как «Тэфи»-2017 стала могильным камнем российского телевидения
5 октября, 2017 - 18:18

Для того, чтобы понять, что такое российское телевидение, надо смотреть телевизор. Чтобы понять, что о себе думают телевизионщики, каким они хотят себя видеть, надо смотреть, кто стал лауреатом премии «Тэфи».

«Тэфи» нельзя в полной мере назвать зеркалом российского телевидения. Если «Тэфи» и зеркало, то очень кривое. Причем, в разные периоды искажение происходит в противоположные стороны. С 1994, когда «Тэфи» родилась, по 2000-й телевизионщики старались награждать лучших и довольно часто у них это получалось. Лучшей, телекомпанией тогда была НТВ, и много бронзовых статуэток с изображением Орфея, разрывающего себе грудь, чтобы играть на струнах души, вручалось представителям этого канала. Премию получали те, кто тогда были лучшими: Светлана Сорокина в номинации «Интервьюер» в программе «Герой дня», программа «Глас народа», «Итоги с Евгением Киселевым», «Куклы» и другие.

Путинизм с порога заявил о своей несовместимости с журналистикой и первое действие, которое предпринял Путин, став президентом, это уничтожение НТВ. Дальнейшее убийство журналистики растянулось на 13 лет. Телевизионное сообщество, умирая, пыталось не то чтобы сопротивляться — ни о каком сопротивлении речи не было — но время от времени выпрямляло спинку и демонстративно вручало бронзового Орфея тому, в чьих руках это творение Эрнста Неизвестного не выглядит насмешкой. В этот период Академия российского телевидения вручила «Тэфи» Александру Сокурову (2007 год), прекрасной Юлии Мучник из томского ТВ2 (2003, 2008 и 2010 годы), документальному фильму «Анна Политковская. Последнее интервью» (2007 год), создательнице регионального российского ТВ Манане Асламазян (2010 год), а также программам на РЕН ТВ: «24» с Ольгой Романовой (2004 год) и «Неделе» с Марианной Максимовской (2008, 2009, 2010 и 2011 годы).

Рубежом стал 2014 год. Аннексия Крыма и агрессивная война против Украины потребовали не просто другого телевидения. После Крыма нужно было искоренить в публичном пространстве всякую демонстрацию истинных ценностей профессии. До Крыма можно было заполнять эфир ложью, и одновременно награждать высшей телевизионной наградой Сокурова и Мучник, Романову и Максимовскую, Манану Асламазян и фильм о Политковской. После Крыма премия «Тэфи» стала наградой только за ложь и измену профессии.

Для того, чтобы эта принципиально новая система ценностей стала последовательной политикой главной телевизионной премии, «Тэфи» отобрали у ее создателя, Академии российского телевидения, и передали специально для этой цели созданному Комитету индустриальных телевизионных премий. С 2014 года «Тэфи» не является премией телевизионного сообщества, в котором, несмотря на все деформации и конформизм, тем не менее, мелькали проблески представлений о том, какой должна быть профессия.

«Тэфи»-2017 — это воплощение и публичная демонстрация тех принципов, которые окончательно восторжествовали в российском телевидении после 2014 года. Среди награжденных нет никого, кого можно было бы даже с натяжкой назвать журналистом. Зато есть «лучшие ученики» школы лжи и ненависти. Заглянем в эту кунсткамеру.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

«Тэфи»-2017 в номинации «Интервью» получил Владимир Соловьев. Трудно было бы подобрать более издевательскую кандидатуру для того жанра, который считается одной из вершин профессии журналиста. Соловьев очень любит брать интервью у начальства. Особенно у Путина. О том, как он это делает, можно написать книгу, или снять психологический фильм под названием: «Холуй и господин». Когда Соловьев берет интервью у Путина, то вся его фигура, устремленная к главному начальнику, дышит одним чувством безграничной преданности и желанием услужить. Все вопросы служат одной цели: показать громадное величие президента Путина и его абсолютное превосходство над всеми остальными людьми на планете. Ни одного острого вопроса, все вопросы — это услужливые пасы прямо на начальственную ножку, после которых «интервьюер» восхищенно аплодирует забитому в пустые ворота голу.

Не меньшим глумлением над профессией стало объявление лауреатов в номинациях «Информационно-аналитическая программа» и «Ведущий общественно-политического ток-шоу». В первом случае «Тэфи» получила программа «Вести недели» с Дмитрием Киселевым, во втором лауреатами стали Ольга Скабеева, Евгений Попов (программа «60 минут») и Роман Бабаян (программа «Право голоса»).

Все четверо лауреатов заслужили награду за последовательное антизападничество, антиукраинство и нескончаемую ложь. Отдельно стоит отметить Артема Шейнина (программа «Первая студия»), который стал финалистом в номинации «Ведущий ток-шоу», то есть, ему не хватило буквально одного шага до заветной статуэтки. Тут есть некоторая несправедливость, поскольку человек очень старался. Даже ведро с надписью «дерьмо» вносил в студию и предлагал своему оппоненту отведать содержимое. Не знаю, чего еще хотят бюрократические души этих членов «индустриального комитета»? Возможно, ждут от Шейнина, что он придумает что-то еще более впечатляющее. А как бы смотрелся выход Шейнина с его знаменитым ведром на церемонии вручения и торжественным опусканием бронзового Орфея в заветную посудину. Это был бы символ эпохи Путина...

Впрочем, организаторы «Тэфи-2017» сумели сотворить другой символ эпохи, может, не столь наглядный и зрелищный, но ничуть не менее впечатляющий, чем Орфей в шейнинском ведре. Речь о лауреате премии в номинации «Просветительская программа», которым стала «Военная тайна» Игоря Прокопенко на РЕН ТВ. То, что милитаристскую, ксенофобскую, антизападническую и антиукраинскую программу «Военная тайна» наградили в номинации, в названии которой есть прилагательное «просветительская», само по себе абсурд. Но настоящий символизм этому награждению придает то, что «Тэфи» за просветительство получил именно Игорь Прокопенко.

Дело в том, что буквально накануне церемонии вручения «Тэфи», 25.09.17 Игорь Прокопенко выдал в эфир очередной выпуск своей авторской программы «Самые шокирующие гипотезы», в которой слово получили те, кто убежден, что Земля — плоская. Игорь Прокопенко построил свою программу таким образом, что этот бред рассматривался не в качестве странности, чудачества, или хотя бы в качестве экзотической гипотезы. Нет, в кадре один за другим появлялись люди, которые объясняли, что «Земля — плоская и накрыта прозрачным шаром», а также уверяли, что наша плоская как блин планета неподвижна, а все космические полеты — не что иное, как комбинированные съемки.

«Тэфи» за просветительство в руках Прокопенко, продвигающего в массы идею плоской формы Земли, Соловьев как лучший интервьюер и Шейнин со своим ведром в шаге от «Тэфи»    — вот ступеньки ада, в который погружается российское телевидение. Легендарный Орфей, чья статуэтка вручается лауреатам «Тэфи», добровольно спустился в подземное царство Аида ради спасения любимой. Сегодня организаторы «Тэфи» уже насильно погружают мифического певца в преисподнюю. Орфею не привыкать, он уже был в аду. А вот Россия... Впрочем, России тоже не привыкать.

Игорь ЯКОВЕНКО, специально для «Дня», Москва
Рубрика: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments