Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сталинская «мертвая» дорога

На строительстве железной дороги Салехард — Игарка, которое так и не было завершено, погибли тысячи заключенных лагерей ГУЛАГа
22 декабря, 21:06
ПАМЯТНИК «МЕРТВОЙ ДОРОГЕ» В САЛЕХАРДЕ. ИМЕННО ЗДЕСЬ ПРОХОДИЛА НЕДОСТРОЕННАЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ СТАЛИНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ САЛЕХАРД — ИГАРКА. ШПАЛЫ И РЕЛЬСЫ МЕРТВОЙ ДОРОГИ ЛЕЖАТ НА КОСТЯХ ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫХ / ФОТО НИКОЛАЯ ХРИЕНКО

Посмотрите на карту России и отыщите на Полярном кругу город Салехард. А затем найдите в самой низкой части реки Енисей (почти около Северного Ледовитого океана) поселок Игарку. Так вот, именно между этими населенными пунктами в 1947 году было начато строительство железной дороги протяжностью 1263 километра. План сдачи в эксплуатацию — 1955 год. (Закодированное название этой железнодорожной трассы — 501-я стройка ГУЛАГа).

О гигантских масштабах этого строительства в заполярной тундре свидетельствует и количество работающих: в 1947 г. — 30 000 человек, в 1948 г. — 36 986, январь 1950 г. — 73 531, июнь 1951 г. — 21 616, июнь 1952 г. — 17 520, июль 1953 г. — 28 000 человек.

Кремлевские вожди планировали, что после завершения в 1955 году строительства железной дороги от Салехарда до Игарки ее сооружение продолжится от Игарки до Якутска, а дальше — до самого Магадана. Несколькими меридианными магистралями с севера на юг эта железная дорога должна была соединиться с Транссибом Москва — Владивосток...

Сколько десятков тысяч нужно было бы еще провести дополнительных арестов и вынести судебных приговоров, чтобы пополнить новыми партиями «врагов народа» грандиозную сталинскую новостройку ХХ века!? Сколько еще человеческих жизней проглотила бы эта дорога в Никуда за Полярным кругом?!

Но 5 марта 1953 года Сталин умер — и строительство железной дороги от Салехарда до Игарки прекратилось, потому что проектанты и инженеры-строители поняли окончательно: сооружать ее в Заполярье из-за крайне сложных природно-климатических условий — полный абсурд.

И теперь уже тундра, словно удав, начала жадно заглатывать в свое брюхо железную дорогу. Верхний слой вечной мерзлоты плавился от горячего летнего солнца — и земляная насыпь вместе с металлическими рельсами и деревянными шпалами разрушались и всасывались в болотистую жидкость. А зимой страшные морозы сковывали разрушенную тундру и окаменелая земля и вода ломали стальные рельсы, разрушали деревянные мосты и скрючивали, словно сделанные из картона, бараки заключенных и сторожевые вышки охранников.

Я видел в тундре несколько километров той сталинской «мертвой дороги», и у меня тогда создалось такое впечатление, что над этой железной дорогой многократно пролетали бомбардировщики, посыпая ее авиабомбами...

Какие гигантские усилия — и какой мизерный, точнее, какой страшный результат!

В Салехарде я фотографировал также и паровоз — памятник строителям 501-й стройки ГУЛАГа, работавшим с 1947 по 1953 год на сооружении сталинской «мертвой дороги», приведшей в Никуда.

Около паровоза надпись: «Железный путь на самый край земли был беспощадно судьбами людей уложен...».

А сталинский план построения коммунизма в СССР тоже оказался «мертвой дорогой», потому что он в конечном итоге тоже завел весь советский народ в Исторический Тупик.

Какие огромные усилия — и какой страшный результат!

 

Из журналистского проекта «Украинцы за Уралом»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать