Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Время гроссмейстерских партий

18 апреля, 21:04

Ноябрьские события в Украине у многих россиян вызвали противоречивые оценки: с одной стороны не мог не радовать такой всплеск народного самосознания, с другой — все чаще появлялось ощущение «утраченной Украины». В любом случае, контекст украинско-российских отношений должен быть пересмотрен. В какую сторону — зависит от мудрости наших народов.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИДЕЙ

Довольно условно, но весьма правдоподобно, можно начертить три основные парадигмы, превалирующие в оценках современных украинско-российских отношений: позиция резкого неприятия; позиция распростертых объятий; позиция конструктивного сотрудничества.

Позиция резкого неприятия — в Украине выражается формулой «Геть москалей!», в России — «Понаехали тут!». Опираясь на исторические правды и мифы, позиция резкого неприятия остается популярной в двух странах, несмотря на кажущуюся маргинальность.

Позиция распростертых объятий — культивируемая левоконсервативными силами обеих государств, заключается в утверждении того, что «Мы один народ, и делить нам нечего! Все мы родом из СССР!». С каждым годом вес и значимость этой модели, при всем желании политических элит двух стран, неуклонно уменьшается.

Позиция конструктивного сотрудничества — заключается в необходимости поиска точек соприкосновения интересов и умелого лавирования в спорных вопросах. Субъективные обиды и симпатии при этой модели отходят на второй план: каждый «сам себе на уме», но при этом не забывает об интересах другой стороны.

Именно путем конструктивного сотрудничества можно вывести украинско-российские отношения на качественно новый уровень. Да и субъектная группа у третьей модели явно выглядит предпочтительней: прежде всего это представители бизнеса и промышленности — люди далекие от митинговых эмоций и призывов, но ведомые четким прагматизмом и нацеленные на «конструктив».

Но имеют ли под собой основания представители первых двух позиций? Является ли взаимная слепая любовь, как и неприязнь, только плодом умелой политической режиссуры или же для нее имеются более правдивые и веские причины? Взглянув на проблему с исторической точки зрения, мы, конечно же, найдем массу объяснений этих полярных позиций. Оба народа могут предъявить друг другу стосы «неоплаченных счетов». Да и за примерами теплых отношений далеко ходить не придется.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Именно в этих трех плоскостях взаимной любви, ненависти и прагматизма развивались украинско-российские отношения на протяжении последних пятнадцати лет. Намечая возможные направления развития этих отношений в будущем, перед народами двух стран возникает два варианта: сохранить статус-кво, делая ставку на конструктивное сотрудничество, или развить новый обоюдовыгодный формат отношений, предусматривающий качественный пересмотр позиций обеих народов, своеобразный «катарсис», очищение.

Украинцы в первую очередь должны избавиться от стереотипа «жертвы». Каждая нация, безусловно, должна хорошо знать и помнить свою историю, чтить память предков, беречь и воспитывать потомков, но горечь непрощенных обид прежде всего жжет не обидчика, а саму жертву. Взаимные подсчеты «кто кому что должен и сколько» напоминают, за выражением известного богослова, «метание бисера в длину».

Россияне в свою очередь должны качественно изменить свое внутреннее отношение к Украине, как к «постсвоей» территории. Комплекс «собирания земель русских» (и не только русских) является таким же барьером для политики «открытой ладони», как украинский комплекс «вечной жертвы».

Украина — дружественное суверенное государство, которое действительно имеет много общего с Россией, — как имеют много общего шведы с норвежцами, чехи со словаками, сербы с хорватами, датчане с немцами. Но эта «общность» ничуть не умаляет права Украины «найти себя», повернуться лицом к своим историческим и духовным корням, которые не полностью и не во всем могут совпадать с корнями российского народа.

Самого лишь отказа от идеи юридического господства над Украиной недостаточно. Ведь существует культурное, информационное, религиозное, интеллектуальное, экономическое, социальное и другие формы влияния.

ВЕЛИКА ЛИ ПОЛЬЗА РОССИИ ОТ «УКРАИНСКОЙ ГУБЕРНИИ»?

Если пользой считать «удержание позиций» и «продвижение интересов», то польза весьма ощутимая. Но развитие Украины как самостоятельного субъекта международных отношений куда более выгодно России, прежде всего, с геополитической точки зрения. Ведь панический страх многих украинцев перед всем русским — это не патологическая неприязнь, а всего лишь желание самореализации, прежде всего в политическом смысле.

Говоря о реальных шагах в контексте изменения формата российско-украинских отношений, отметим три самых важных: духовный, политико-экономический, общественный.

В религиозной сфере необходимо создание на базе УПЦ МП независимой автокефальной православной церкви с патриаршим статусом. Ведь ситуация в украинском православии такова, что пока три церкви между собой разрывают тело церкви на части, среди людей распространяются сектантские идеи.

Украинское православие должно занять — и обязательно займет — место во Вселенской Церкви. И стоит ли России искусственно тормозить этот процесс? В интересах ли России удерживание под своим культурно-политическим воздействием Киевской митрополии? Разве не выгодней Русской православной церкви самой издать томос о автокефалии УПЦ, нежели ждать, пока это сделает Константинопольский патриарх!

С точки зрения сиюминутных интересов России, нынешний статус Украинской православной церкви как «экзархата» Русской православной церкви — огромный плюс как в духовно-политическом, идеологическом, так и в материально-техническом аспекте. Ведь УПЦ — очень удобный инструмент выражения российских интересов в Украине и Центральной Европе, а глубоко верующий и жертвенный украинский народ — сильное подспорье для всей РПЦ. Ведь, православных приходов в Украине больше, нежели в самой России.

Но все ли решают сиюминутные интересы? Не более важным ли является стратегическое планирование религиозно-культурных отношений? В эпоху глобализации наиболее дальновидные российские и украинские мыслители моделируют более перспективный формат развития двух культур, суть которого сводится к тому, что истинное величие Восточного христианства может быть достигнута путем гармонического духовного взаимодействия двух сильных центров — Киева и Москвы, центров, во многом разных — во многом схожих.

Статус «Украины-губернии» обрекает российский духовный путь всего лишь к сохранению статус-кво. И наоборот — самостоятельное духовное развитие Украины приведет к обретению восточным славянством «второго крыла», и, несомненно, приведет к усилению позиций восточнославянской культурной идентичности в мире.

Подобная модель должна быть также применена к двум другим аспектам российско-украинских отношений — политико-экономическом и индивидуально-общественной. Долгие годы желания украинского истеблишмента независимого развития воспринималось в России как угроза национальным интересам, приобретая ярлыки «самостийныцтва» и «незалэжныцтва». Реалии же ХХI века, наоборот, убеждают в том, что именно независимая, культурно, духовно и экономически развитая Украина является ключевым фактором для определения геополитического статуса России в новой Европе. Всякое торможение этого процесса — несмотря на всю «благость» намерений — лишь отдаляет рождение нового экзистенционального альянса двух народов.

ВЫВОД

Не стоит дальше использовать шахматную доску украинско- российских отношений только для игры в «чапаева» — «ты мне завод — я тебе бензоколонку». Пришло время двум странам играть более сложные, гроссмейстерские партии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать