Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Драма дома «Слово»

Упоминание о трагических событиях или памятник архитектуры? Взгляд сквозь призму архивных чертежей
17 марта, 11:18
ФОТО С САЙТА WIKIPEDIA.ORG

Прогуливаясь по улицам Харькова, можно увидеть множество домов, каждый из которых имеет свою историю, но среди них есть один особенный, которому и посвящена статья — это дом «Слово». Расположен он на улице Культуры, 9 (это нынешнее название), а первичное название улицы — Красных Писателей, 5, которое после этого еще несколько раз изменялось. Часть документов по строительству этого дома сохраняется в Центральном государственном научно-техническом архиве Украины (ЦГНТА Украины), где и можно ознакомиться с ними подробно.

Дом «Слово» сначала был идеальным местом, можно даже сказать «райским местом»  для культурной элиты Украины. Но быть таким ему судились недолго — уже через три года его постигла страшная судьба, он будто манил к себе работников НКВД, недаром он со временем получил прозвище «Крематорий».

Собрать в одном доме всю интеллигенцию было замечательным решением, не так ли? В кругу людей близких тебе по духу и с общей целью, всегда приятнее жить и работать. Собираться можно было у кого-то дома, и не нужно было далеко идти, максимум в другой подъезд или квартиру. Но, судьба распорядилась иначе, их идеальная жизнь почти в мгновение превратилась в ужас: преследования, ложные обвинения, аресты, ссылки, расстрелы. Все это приходилось терпеть гениям пера. Как оказалось потом, так лучше было их контролировать, а в органах НКВД везде были свои уши и глаза, благодаря чему они всегда все знали. К тому же в каждой квартире был установлен телефон, что упрощало фабрикацию доказательств для обвинений.

Началом массового уничтожения украинской интеллигенции считается май 1933 года, когда 12 мая арестовали Михайла Ялового, а 13 мая совершил самоубийство Мыкола Хвылевый. Все это происходило в доме «Слово», потому-то он и сыскал себе недобрую славу. Именно с этими событиями и связывают начало Расстрелянного Возрождения.

Есть замечательная фраза «Из забвения — в бессмертие», которая коротко описывает результаты тех трагических событий. Сталинский режим уничтожал творцов украинской культуры. Но уничтожить их физически — не значит, что память о них исчезнет, наоборот, их значимость только увеличится. Люди, которые поплатились своей жизнью, но не отказались от своих принципов, навеки останутся в нашей истории и памяти.

Хотелось бы обратить внимание на дом, в котором проживали литераторы Расстрелянного Возрождения, на его особенности. С первого взгляда он ничем примечательным не выделяется из массы других зданий, расположенных рядом, но в действительности он несет в себе историческую ценность и интересен с архитектурной точки зрения. Если смотреть на него с высоты птичьего полета, то видно, что здание построено в форме буквы «С». А ввиду того, что предназначался он для писателей, то символично, что дом назвали «Слово».

Разработка и реализация проекта осуществлялись под руководством Михаила Дашкевича в строительном обществе «Укрпайбуд». Документы этой организации сохраняются в ЦГНТА Украины, среди них и часть рабочего проекта по строительству дома. А именно: чертежи генплана, фасадов, планов этажей, светокопии чертежей  фасадов, разрезов, планов этажей, крыши с солярием и тому подобное. На чертежах обозначена площадь каждой комнаты, длина и высота стен, двери, окна, лестницы и т.п. Что позволяет в полной мере охарактеризовать здание.

Идея застройки возникла в декабре 1926 года. В «инициативную» группу по реализации вошли писатели: Ю. Войцехивский, А. Любченко, О. Слисаренко, П. Панч, С. Пилипенко и Остап Вишня. Сначала строительство планировали закончить осенью 1928 года, но недоставало средств. После этого литераторы обратились за помощью к председателю СНК УССР В.Я. Чубарю, по приказу которого дополнительно выделили еще 51 тысячу рублей.

Владимир Кулиш в своей книге-воспоминании пишет: «Назван дом «Словом», и начал он свое недолгое существование зимой, в месяце декабре 1930 года. Жильцами дома, в первую очередь, были писатели, поэты, драматурги, художники, композиторы, актеры. Но кроме них, проживали и люди, которые не имели никакого отношения к искусству, то есть поселились «по блату».

Дом «Слово» был пятиэтажным, имел пять подъездов. На каждом этаже было по две квартиры, в отдельных случаях — три, которые в свою очередь имели по 3—4 комнаты, соответственно. Всего в доме насчитывалось 66 квартир. Каждый подъезд имел два выхода (на улицу и внутренний двор), которые между собой были сквозными. На документе четко отмечено, что площадь 3-комнатной квартиры составляла 57,29 м2, 4-комнатной — 75,84 м2. Из документов мы видим, что было запроектировано и построено солярий, который размещался на крыше. А в 30-е годы ХХ века это была роскошь, не все даже знали, что это такое, не то, чтобы пользоваться. Этот факт подтверждают и дети литераторов в своих воспоминаниях.

Помещения были построены таким образом, что сначала жилец заходил в небольшую прихожую, из которой был вход в каждую комнату. Во всех квартирах были ванная, гардеробная, кухня с небольшой печью, которую нужно было отапливать углем или дровами, дом имел центральное паровое отопление. Каждый этаж, не в зависимости от планирования, имел три или два помещения. Например, в первом и пятом подъездах было по три помещения, а остальные (со второго по четвертый включительно) имели по два помещения. В книге В. Кулиша мы читаем: «Каждое помещение имеет один балкон. Середина имела по два балкона, причем тут оказался какой загадочный расчет архитектора: наши два балкона были маленькими, и один из них был общим с балконом П. Панча, и собственно его балкон был в два раза больше нашего. Кроме того П. Панч имел еще второй отдельный балкон, но это не была какая-то привилегия, только небольшие отличия в строении и размещении.  Все остальное было подобно как две капли воды». Глядя на чертежи, все эти детали четко видно.

Согласно чертежам «план полуэтажа и полуподвал» мы видим, что там была котельная, склад топлива, отопительный прибор и четыре жилых помещения. Например, первое жилое помещение имеет площадь 57,29 м2, в котором нежилая площадь составляет 25,34 м2, кухня — 6,32 м2.

О доме «Слово» уже написано немало статей и даже книг, которые свидетельствуют о том, что дом является частью тех событий, в определенной степени даже олицетворяет их. Но мы не видим сведений о самом доме, его особенностях строительства, а это тоже важно. Только взглянув на рабочий проект дома, становится понятно, какими были условия жизни, какой была площадь квартир, как и из чего его строили и многое другое. Зная все эти тонкости, мы будто переносимся в те времена. И представляем, как по этой лестнице поднимался Лесь Курбас, а вот именно такие двери ежедневно открывал Мыкола Кулиш, возвращаясь домой. И квартира, в которой жил Остап Вишня. Ведь построить целостную картину можно, только зная подробности. Все желающие могут ознакомиться с документами известного харьковского дома в ЦГНТА Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать