Драма дома «Слово»
Упоминание о трагических событиях или памятник архитектуры? Взгляд сквозь призму архивных чертежей
Прогуливаясь по улицам Харькова, можно увидеть множество домов, каждый из которых имеет свою историю, но среди них есть один особенный, которому и посвящена статья — это дом «Слово». Расположен он на улице Культуры, 9 (это нынешнее название), а первичное название улицы — Красных Писателей, 5, которое после этого еще несколько раз изменялось. Часть документов по строительству этого дома сохраняется в Центральном государственном научно-техническом архиве Украины (ЦГНТА Украины), где и можно ознакомиться с ними подробно.
Дом «Слово» сначала был идеальным местом, можно даже сказать «райским местом» для культурной элиты Украины. Но быть таким ему судились недолго — уже через три года его постигла страшная судьба, он будто манил к себе работников НКВД, недаром он со временем получил прозвище «Крематорий».
Собрать в одном доме всю интеллигенцию было замечательным решением, не так ли? В кругу людей близких тебе по духу и с общей целью, всегда приятнее жить и работать. Собираться можно было у кого-то дома, и не нужно было далеко идти, максимум в другой подъезд или квартиру. Но, судьба распорядилась иначе, их идеальная жизнь почти в мгновение превратилась в ужас: преследования, ложные обвинения, аресты, ссылки, расстрелы. Все это приходилось терпеть гениям пера. Как оказалось потом, так лучше было их контролировать, а в органах НКВД везде были свои уши и глаза, благодаря чему они всегда все знали. К тому же в каждой квартире был установлен телефон, что упрощало фабрикацию доказательств для обвинений.
Началом массового уничтожения украинской интеллигенции считается май 1933 года, когда 12 мая арестовали Михайла Ялового, а 13 мая совершил самоубийство Мыкола Хвылевый. Все это происходило в доме «Слово», потому-то он и сыскал себе недобрую славу. Именно с этими событиями и связывают начало Расстрелянного Возрождения.
Есть замечательная фраза «Из забвения — в бессмертие», которая коротко описывает результаты тех трагических событий. Сталинский режим уничтожал творцов украинской культуры. Но уничтожить их физически — не значит, что память о них исчезнет, наоборот, их значимость только увеличится. Люди, которые поплатились своей жизнью, но не отказались от своих принципов, навеки останутся в нашей истории и памяти.
Хотелось бы обратить внимание на дом, в котором проживали литераторы Расстрелянного Возрождения, на его особенности. С первого взгляда он ничем примечательным не выделяется из массы других зданий, расположенных рядом, но в действительности он несет в себе историческую ценность и интересен с архитектурной точки зрения. Если смотреть на него с высоты птичьего полета, то видно, что здание построено в форме буквы «С». А ввиду того, что предназначался он для писателей, то символично, что дом назвали «Слово».
Разработка и реализация проекта осуществлялись под руководством Михаила Дашкевича в строительном обществе «Укрпайбуд». Документы этой организации сохраняются в ЦГНТА Украины, среди них и часть рабочего проекта по строительству дома. А именно: чертежи генплана, фасадов, планов этажей, светокопии чертежей фасадов, разрезов, планов этажей, крыши с солярием и тому подобное. На чертежах обозначена площадь каждой комнаты, длина и высота стен, двери, окна, лестницы и т.п. Что позволяет в полной мере охарактеризовать здание.
Идея застройки возникла в декабре 1926 года. В «инициативную» группу по реализации вошли писатели: Ю. Войцехивский, А. Любченко, О. Слисаренко, П. Панч, С. Пилипенко и Остап Вишня. Сначала строительство планировали закончить осенью 1928 года, но недоставало средств. После этого литераторы обратились за помощью к председателю СНК УССР В.Я. Чубарю, по приказу которого дополнительно выделили еще 51 тысячу рублей.
Владимир Кулиш в своей книге-воспоминании пишет: «Назван дом «Словом», и начал он свое недолгое существование зимой, в месяце декабре 1930 года. Жильцами дома, в первую очередь, были писатели, поэты, драматурги, художники, композиторы, актеры. Но кроме них, проживали и люди, которые не имели никакого отношения к искусству, то есть поселились «по блату».
Дом «Слово» был пятиэтажным, имел пять подъездов. На каждом этаже было по две квартиры, в отдельных случаях — три, которые в свою очередь имели по 3—4 комнаты, соответственно. Всего в доме насчитывалось 66 квартир. Каждый подъезд имел два выхода (на улицу и внутренний двор), которые между собой были сквозными. На документе четко отмечено, что площадь 3-комнатной квартиры составляла 57,29 м2, 4-комнатной — 75,84 м2. Из документов мы видим, что было запроектировано и построено солярий, который размещался на крыше. А в 30-е годы ХХ века это была роскошь, не все даже знали, что это такое, не то, чтобы пользоваться. Этот факт подтверждают и дети литераторов в своих воспоминаниях.
Помещения были построены таким образом, что сначала жилец заходил в небольшую прихожую, из которой был вход в каждую комнату. Во всех квартирах были ванная, гардеробная, кухня с небольшой печью, которую нужно было отапливать углем или дровами, дом имел центральное паровое отопление. Каждый этаж, не в зависимости от планирования, имел три или два помещения. Например, в первом и пятом подъездах было по три помещения, а остальные (со второго по четвертый включительно) имели по два помещения. В книге В. Кулиша мы читаем: «Каждое помещение имеет один балкон. Середина имела по два балкона, причем тут оказался какой загадочный расчет архитектора: наши два балкона были маленькими, и один из них был общим с балконом П. Панча, и собственно его балкон был в два раза больше нашего. Кроме того П. Панч имел еще второй отдельный балкон, но это не была какая-то привилегия, только небольшие отличия в строении и размещении. Все остальное было подобно как две капли воды». Глядя на чертежи, все эти детали четко видно.
Согласно чертежам «план полуэтажа и полуподвал» мы видим, что там была котельная, склад топлива, отопительный прибор и четыре жилых помещения. Например, первое жилое помещение имеет площадь 57,29 м2, в котором нежилая площадь составляет 25,34 м2, кухня — 6,32 м2.
О доме «Слово» уже написано немало статей и даже книг, которые свидетельствуют о том, что дом является частью тех событий, в определенной степени даже олицетворяет их. Но мы не видим сведений о самом доме, его особенностях строительства, а это тоже важно. Только взглянув на рабочий проект дома, становится понятно, какими были условия жизни, какой была площадь квартир, как и из чего его строили и многое другое. Зная все эти тонкости, мы будто переносимся в те времена. И представляем, как по этой лестнице поднимался Лесь Курбас, а вот именно такие двери ежедневно открывал Мыкола Кулиш, возвращаясь домой. И квартира, в которой жил Остап Вишня. Ведь построить целостную картину можно, только зная подробности. Все желающие могут ознакомиться с документами известного харьковского дома в ЦГНТА Украины.
Выпуск газеты №:
№46-47, (2017)Section
Общество