Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Капелланы на линии огня

«День» начинает серию репортажей из прифронтовых городов Донбасса
09 июня, 09:53
КАПЕЛЛАН ГЕННАДИЙ МОХНЕНКО ОТЕЦ 35 ДЕТЕЙ (ТРОИХ РОДНЫХ И 32-х УСЫНОВЛЕННЫХ), ВМЕСТЕ СО СТАРШИМИ СЫНОВЬЯМИ РАБОТАЕТ НАД ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ОКОПОВ ВОКРУГ МАРИУПОЛЯ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Небольшой автобус, почти под самые окна загруженный едой и вещами, отправляется в путешествие по позициям вокруг города — именно так начинается едва ли не каждое утро Альберта Хомяка, члена «Межконфессионального батальона военных капелланов». Альберт активно защищает Мариуполь уже год. Сначала приходилось строить блокпосты, потом их удерживать, теперь же мужчина возит помощь тем, благодаря кому больше не нужно отстаивать родной город самостоятельно.

«Первый блокпост мы строили вместе с пастором нашей церкви Геннадием Мохненко и его сыновьями, — рассказывает Альберт. — Все делали своими силами. Когда же прошлой весной военные покинули Мариуполь, мы с друзьями среди ночи выехали на блокпост под Широкино, чтобы не оставлять его пустым. Правда, если бы туда пришли сепаратисты — не представляю, что было бы. Оружия у нас — никакого. Разве что под танк бросайся и кричи: «Не пущу». К счастью, нам на смену в течение нескольких часов подъехал «Азов». Сейчас возим ребятам на блокпостах помощь. В церкви собираем, да и среди всех неравнодушных. Кому нужна еда, кому медикаменты, а кому и доброе слово. Помогаем, чем можем, и молимся за них ежедневно», — говорит Альберт.

ЗАПОРОЖСКИЙ «ДЕСАНТ»

Сегодня пан Альберт отправляется в поездку не сам. К нему из Запорожья приехали коллеги-волонтеры из благотворительной организации «Храм». Они обычно ездят в направлении Донецка, но сегодня решили временно изменить маршрут.

ПРИФРОНТОВУЮ АНДРЕЕВКУ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ ОТНЕСЛА К НЕПОДКОНТРОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ. СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ ЛИШИЛИ УЖЕ ДАВНО. ТЕПЕРЬ НАДЕЖДА НА ВОЛОНТЕРОВ

«Наша организация активно выезжает на передовую с 14 апреля 2014 года. Впервые поехали в 72-ю бригаду в Стародубовку. До этого долгое время помогали дистанционно. Тогда привозили как еду, так и одежду. У ребят быт был практически не обустроен. Они спали прямо на мешках с картошкой. Сначала все удивлялись, куда и зачем мы едем, но теперь уже узнают, — рассказывает исполнительный директор благотворительной организации «Храм» Ирина Дмытрив. — Кроме того, мы помогали вынужденным переселенцам в Запорожье. Потом узнали, что у многих людей, оставшихся на прифронтовых территориях, тоже нет средств к существованию. Тогда мы с коллегами начали ездить с продуктами в направлении Донецка. Пытались искать те города и села, где действительно есть нужда. Если видим, что в какой-то населенный пункт помощь пошла активно, — переходим в другой».

В путь отправляемся с самого утра, ведь работы впереди много. В первую очередь подъезжаем к блокпосту, который в свое время и строил Альберт. Вместе с продуктами одному из военных даем несколько экземпляров нашего «Маршрута № 1» и сразу «попадаем в яблочко».

КАПЕЛЛАНЫ ПОМОГАЮТ СОЛДАТАМ НЕ ТОЛЬКО ЕДОЙ И МЕДИКАМЕНТАМИ, НО И ДОБРЫМ СЛОВОМ И МОЛИТВОЙ

«Это очень кстати, — радуется мужчина с позывным «Историк» журналам о Короле Волыни и Галича Данииле и Чигирине. — Откровенно говоря, историю люблю с детства, часто читаю литературу на эту тему. Спасибо, что и вы немножко подвезли. Эту любовь привил мне наш школьный учитель истории. Он сам войну прошел и часто нам о ней рассказывал. У него даже если что-то не знал наизусть — не беда, главное, чтобы мог объяснить, почему произошло именно так. Он учил нас думать».

ВМЕСТЕ И КАШУ ХОРОШО... ВАРИТЬ

После блокпоста возвращаем опять в город, чтобы посетить еще один интересный пункт помощи. Здесь, в христианском центре «Обнова», еще с первых обстрелов Мариуполя работает кухня для военных. Ежедневно ее рабочие кормят больше 700 (!) солдат. Сначала повара обходились своей посудой, а впоследствии немецкие благотворители подарили волонтерам профессиональное оборудование для полевой кухни. Теперь за один раз волонтеры могут сварить около 120 литров борща или гарнира — только успевай помешивать.

«Нам на помощь приходят люди, которым небезразлична судьба Мариуполя и Украины, — рассказывает представитель центра «Обнова» Валерий Дзюба. — Еженедельно нам привозят продукты несколькими автомобилями, получаем посылки и через «Новую почту». Местные, в меру своих возможностей, готовят еду. Здесь постоянно работает десять человек, больше и не надо. При правильной организации работы можно обойтись даже меньшим количеством. Никто не зевает, потому все успеваем. Наша задача — кормить первую линию обороны. Нас уже все знают, поэтому еду брать не боятся, даже когда идет ротация — ребята обязательно передают своим преемникам, что есть волонтеры, которые будут их кормить».

В центр регулярно приезжает подмога со Львовщины. Сегодня здесь хозяйничают четыре львовские девушки, которые собираются остаться на кухне до конца месяца. Ирина Ходоривская из  Дрогобыча — одна из них.

«Я временно не работаю, поэтому, когда узнала, что в Мариуполе нужна наша помощь, решила приехать сюда. Мы готовим по большей части до обеда, потом едем на передовую и кормим ребят. Работа очень благодарная, поэтому почти не устаем. По большей части здесь остаются на неделю, но мы с подругами решили пробыть месяц. Дорога неблизкая, а как знать, когда еще выпадет возможность сюда попасть», — рассказывает волонтер.

Оставив часть продуктов в центре, отправляемся дальше. Сегодня наш крайний пункт — Гранитное. Но до него будет еще несколько остановок.

ДОРОГА ЖИЗНИ

«Сейчас станем под Павловкой, — рассказывает нам Альберт. — Но остановка минимальна, только чтобы выгрузить вещи. Территория простреливается, поэтому все делаем оперативно».

Ребята на блокпосту нам рады, но тоже предостерегают от длительного пребывания. Немного дальше, за рекой, — территория боевиков. Хотя и мост разрушили, но диверсанты на этом посту — не редкость.

«А теперь набираем скорость, — продолжает Альберт и заводит автомобиль. — Здесь 120 километров в час — не меньше. Дорога открытая и простреливается, потому я еду обычно в бронежилете, а еще один вешаю на окно. Когда брони нет — спасает только скорость».

Понемногу минуем «дорогу жизни», отъезжаем от передовой и попадаем под Новоселовку. Этот пост интересен тем, что сюда капелланы не просто приезжают, они служат в бригаде. За время службы даже успели организовать в одном из полевых помещений часовню, где молятся солдаты и за солдат. Несколько недель назад у капелланов и военных здесь прошла ротация. Капеллан Ярослав из Нежина делится своими первыми впечатлениями о работе: «Здесь люди очень закрытые. В таких условиях сложно работать. Наша задача — помочь им пойти на контакт, подружиться с ними. Ребята часто могут слушать, соглашаться, но не открываться. Поэтому мы пытаемся устанавливать с ними личный контакт. Значительная проблема, с которой мы сталкиваемся, — это алкоголь. Если человек трезвый и мыслит адекватно — с ним можно общаться. Если же он выпил — от разговоров уже не будет никакого эффекта. Еще одна проблема, которую я заметил, — слабость. Я всегда думал, что солдат — это человек очень мужественный, жесткий. А оказывается, есть среди ребят и чувствительные. Они болезненно воспринимают любую несправедливость. Эти люди готовы отдать все, включая собственную жизнь, а за это не получают от государства ни форму, ни берцы, почти все должны покупать за собственные средства или просить у волонтеров. Это их действительно угнетает».

Следующий пункт — Гранитное, о котором здесь знают не понаслышке, поэтому успехов в пути желают искренне. «Гранитное вот за тем холмом, — показывает нам на дорогу Альберт. — Но скоро нас, наверное, остановит разведка».

Почти сразу после слов Альберта на дороге появляется несколько ребят в форме без опознавательных знаков. Останавливаемся по требованию и выходим из автомобиля.

«На Гранитное? Я бы вам не советовал, — качает головой старший. — Только что обстрел прекратился, да и снайперы работают. Я сегодня утром вышел на холм — одна пуля у головы пролетела, другая под ноги. Поедете — точно что-то получите. У нас здесь и мины летают время от времени. Вот, дерево как-то обожгла — прямо над нами зацепилась».

После недолгих размышлений решаем возвращать и наведаться в другой раз. Работа еще не закончена. Кроме военных, в повестке дня еще и прифронтовые жители. Им помощь тоже нужна не в последнюю очередь.

НАШЕ ИЛИ ВАШЕ?

Поселок Андреевка под обстрелами не был, но от войны уже сильно натерпелся. Само село расположено на украинской территории, а вот районный совет, которому оно принадлежит, — подконтролен террористам. Именно поэтому жителям Андреевки не поступают никакие социальные выплаты, а население вынуждено выживать как может.

ПОД МАРИУПОЛЕМ «Маршрут №1» ВСТРЕЧАЕТ СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ. «ОТКРОВЕННО, ИСТОРИЮ ЛЮБЛЮ С ДЕТСТВА, ЧАСТО ЧИТАЮ ЛИТЕРАТУРУ НА ЭТУ ТЕМУ. СПАСИБО, ЧТО И ВЫ НЕМНОГО ПОДВЕЗЛИ», —  ГОВОРИТ БОЕЦ С ПОЗЫВНЫМ  «ИСТОРИК» ( НА ФОТО — СЛЕВА)

В Андреевке нас уже ждут. У школы собрались многодетные и одинокие матери, которым капелланы привезли продукты и одежду. Среди них как местные жители, так и переселенцы. Алла Билыч — мать троих детей. До войны работала швеей в соседнем городе. Сейчас цех там разгромили, а другой работы найти негде.

«Продукты в магазины у нас завозят, но у людей нет денег, чтобы их покупать, — рассказывает Алла. — Еще и цены очень выросли. Хлеб вот сейчас по 11 грн, самый дешевый — 8,60. Едим, что осталось в подвалах, кто еще держит коров или птицу — делится с остальными. Нас пока не обстреливали, но почти ежедневно слышим, как под Гранитным идут бои. Утром беспилотник летал, думали, что опять сбивать будут. От него такие «фейерверки», даже дети уже знают, что надо прятаться. Выезжать некуда — кому мы нужны? Вынуждены ждать».

ЛУЧШЕ, ЧЕМ В НАТО

На обратном пути заезжаем на еще один пост. Здесь едва ли не на самом краю покинутого гранитного карьера разместилась военная группа.

«У нас здесь очень современная боевая техника, — смеются солдаты, указывая на два покинутых ковша. — Даже у НАТО такой нет».

Всю специализированную технику из карьера и рабочих вывезли еще до войны, а ковши просто не смогли транспортировать. Так и стоят по обе стороны дороги, светясь желтыми боками.

Кроме необычной техники, эта позиция привлекает внимание еще и невероятным домашним уютом. Под окнами казармы местный повар Владимир со Львовщины сделал небольшие клумбы, где высадил редиску, а немного подальше разбил настоящий огород с картофелем, перцем и помидорами. В такой украинской хате грех не сесть к столу, поэтому приглашение на обед сразу принимаем. За трапезой ребята признаются, что хоть от города они и недалеко, но волонтеры здесь нечастые гости.

«Только Альберт и бывает, — рассказывает военный Володя. — Но в наших условиях ничего особенно и не надо. Только мило и моющие средства какие-то. А вот редиска и чеснок благодаря повару у нас уже свои».

После позднего обеда возвращаем в город. По подсчетам Альберта, мы преодолели свыше 200 км, хотя и ездили только по окраинам. Завтра Альберт дальше отправится на блокпосты, а его запорожские коллеги — поедут помогать обстрелянной Марьинке.

«Пока ребята стоят там — мы спокойно спим здесь, — говорит Альберт Хомяк. — Поэтому должны помогать вместе».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать