Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Лучший студент – работающий

В Украине исследовали социально-экономическое положение людей, получающих высшее образование
17 июня, 10:48
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Компания GFK Ukraine при поддержке фонда «Відродження» и аналитического центра CEDOS завершила исследование «Социально-экономический портрет студентов». Специалисты надеются, что оно станет основой для построения государственной политики в отношении студенчества и деятельности вузов.

«Если смотреть на мотивацию выбора университета, то большинство выбирает по показателям престижности — это является атрибутом качества и возможности трудоустройства в дальнейшем. Лишь 16% выбирают университет потому, что там учатся друзья или он близко к дому. Вторая хорошая новость — лишь 11% студентов выбирают учебное заведение по наличию бюджетного места. Это намного лучше, чем мы надеялись, потому что до сих пор у нас считалось, что все абитуриенты стремятся на бюджет. Можно сказать, что в Украине около 1/5 студентов имеют искаженную мотивацию. Поэтому, думаю, в нынешних условиях это является позитивной новостью, — рассказал исполнительный директор аналитического центра CEDOS Егор Стадний. — Но проблемы начинаются потом. Когда мы спросили студентов, хватает ли им информации об университете, 59% это подтвердили. А 62% ответили, что им не хватает информации о специальностях, которые выбирают. Мы увидели, что люди не знают, например, чем отличается архитектура от градостроения и гражданской инженерии. Через четыре-пять лет это приводит к тому, что лишь 58% студентов готовы работать по специальности. В связи с этим мы предлагаем перейти от поступления на специальность к поступлению в университет. Это значит, что выбирать нужно сначала университет и только на втором курсе — специальность. Примеры такого опыта есть в университетах США. Думаю, это стало бы выходом из ситуации, потому что, по нашим данным, из действительно мотивированных студентов 85% работают по специальности уже во время учебы.  Впрочем, для внедрения этого нужен не один год».

По данным аналитиков, 56% студентов выбирают специальность, руководствуясь информацией сайтов вузов. При этом большинство сайтов не дотягивают до необходимого уровня. Поэтому специалисты советуют университетам актуализировать свои информационные ресурсы.

Интересные данные о влиянии родителей и знакомых на выбор профессии: да, 16% студентов выбирают специальность именно так. Оказывается, они же и наименее готовы работать по специальности — лишь 30% респондентов. Зато из тех, кто выбрал специальность самостоятельно, таких — 60%. Также исследование показало, что наличие высшего образования у родителей, особенно у матерей, является фактором, который существенно увеличивает возможность поступления молодого человека в вуз.

Дети из сельской местности составляют лишь 10% украинского студенчества. «Это страшная цифра», — говорят в Министерстве образования и науки. Поэтому вопрос реформирования сельского образования не теряет актуальности.

Не оставляет безразличным вопрос стипендии — здесь тоже, считают эксперты, есть над чем работать. «Лишь для 25% студентов стипендия является жизненно важной — то есть покрывает больше половины месячных расходов. По нашим данным, студенты более зажиточны, чем молодежь Украины в целом. Потому что, если посмотреть на распределение материального обеспечения, к малоимущим относятся 12% студентов, к людям со средним достатком — 48%, к обеспеченным — 34%. У нас более зажиточные граждане имеют больший доступ к лучшему образованию, хотя формально он одинаковый. Большая часть зажиточных студентов — среди тех, кто в аттестате имеет 10—12 баллов, как и среди тех, кто дополнительно занимается с репетиторами. То есть система не готова поддержать талантливых и малоимущих. Согласно опросу, 40% студентов занимались с репетиторами по нескольким предметам, 13% — по одному. Остальные — не занимались», — продолжает Егор Стадний. По мнению специалистов, систему высшего образования следует реформировать так, чтобы получила поддержку малоимущая талантливая молодежь.

Среди неутешительных тенденций — студенты не хотят жертвовать количеством бюджетных мест ради качества образования. Лишь 16% поддержали подобное мнение, 69% — против. То есть большинство — за то, чтобы государственный заказ не сокращался.

Другого мнения в Минобразования. «Сегодня критически важно начать говорить о качестве образования: нам следует знать, сколько и какой квалификации специалисты нужны. Мы должны понимать, что недостаточно дать доступ к университету и выдать диплом — нужно заботиться о качестве образования. Иначе мы делаем медвежью услугу обществу», — подчеркивает  заместитель министра образования и науки Инна Совсун. Кстати, по словам заместителя министра, сегодня 40% расходов на высшее образование — это расходы на стипендию. Поэтому вопрос ее повышения — «риторический».

Что касается американской модели поступления студентов сначала в университет, а затем на специальность, то, по словам Инны Совсун, этот вопрос необходимо обсуждать, хотя реализовать в ближайшей перспективе — нереалистично. «Возможно, выход из ситуации поможет найти опыт Национального университета «Киево-Могилянская академия». Там в 1990-х годах студенты поступали на факультет, а после первого-второго года учебы — на специальность, по рейтингу. Такой опыт был у меня, — добавляет Инна Совсун. — Мы надеемся, что улучшит мотивацию и переход на 12-летку: профильность выпускных классов позволит лучше сориентироваться с выбором университета».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать