Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мир в чемодане

Инсталляция о жизни переселенцев: остросюжетное развлечение или стимул понять чужую боль?
14 мая, 11:50

Проект организован общественной организацией «Интерньюз-Украина» при поддержке Черноморского фонда регионального сотрудничества Немецкого фонда Маршалла. Команда объединила в инсталляции интерактивные элементы, видеоискусство и реальные истории, пытаясь сделать понятнее опыт внутренне перемещенных лиц.

СОБРАТЬ ЦЕННЕЕ ВСЕГО

С 9 по 27 мая инсталляция размещена в двух импровизированных комнатах музейно-выставочного центра «Музей истории города Киева». С 4 по 23 июня она будет работать во львовском Дворце Потоцких, а с 11 по 23 июля ее будет принимать у себя одесский Impact Hub.

Первый «отсек» напоминает гостиную типичной украинской квартиры. Диван, рабочий стол, несколько цветочных вазонов на полу. Ковер и тапочки на нем, приоткрытый шкаф с вещами, стенка, по ящикам и шкафиках которой, кажется, можно разложить жизнь нескольких поколений. Главное нужно вместить в единственный чемодан. Собраться быстро и безошибочно, имея список в руках и пять минут. Время отчисляет таймер, установленный на шкафу. Для большей реалистичности тиканье часов сопровождают звуки взрывов, беготни по лестнице, стука в двери.

Инсталляция может принять до трех человек за один раз. Модератор инструктирует на входе, а затем внимательно наблюдает, как  участники переворачивают «макет» квартиры вверх дном в поисках указанных на листочках предметов. О том, что время исчерпано, сообщает тишина: замолкают и таймер, и удары на фоне. Это значит «с вещами — на выход», то есть, переход во второй зал. Там в очках виртуальной реальности участники увидят разные варианты развития событий для человека, спешно покидающего дом. 360-градусные видео, снятые компанией New Cave Media, «переносят» людей на блокпосты и пункты пропуска, в управление социальной защиты населения и другие хорошо знакомые вынужденным переселенцам места. После просмотра видео участники вместе с модератором анализируют, насколько удачно укомплектован для новой жизни их чемодан, делятся впечатлениями и расспрашивают о том, что затронуло или было непонятным.

Программный директор «Интерньюз-Украина» Андрей КУЛАКОВ рассказывает, что команда долго думала над форматом, советовалась с партнерскими организациями, которые работают непосредственно с переселенцами.

«Сейчас сложно просто информировать, растолковывать такие вещи. На словах их сложно понять тем, кто не видел войну, кто живет в другом регионе Украины комфортной мирной жизнью, — отмечает Андрей Кулаков. — Нужно вызвать эмоции, дать почувствовать хотя бы ненадолго, что переживали другие люди в подобных обстоятельствах. После длительных обсуждений мы выбрали чемодан, символизирующий фундамент новой жизни».

НОВЫЕ СОСЕДИ

Это действительно мощный образ, который понимает каждый, кто сталкивался с переездом. До сих пор свежа память о вынужденных переселениях ХХ века, в частности о депортации крымских татар, состоявшейся 75 лет назад. Теперь их потомки так же переживают репрессии и притеснения, аресты и исчезновения близких и знакомых, и поэтому вынуждены покидать собственные дома.

Программный директор «Крымского дома» Алим АЛИЕВ вместо понятия «переселенцы» предпочитает употреблять словосочетание «новые соседи». «Страну сшивают активные люди с разных ее уголков. «Новые соседи» становятся мостиками между свободными и оккупированными территориями, они, в том числе, приближают освобождение своего дома, — считает Алиев. — В 2014 году многие считали этих людей иными, но в диалоге, совместных проектах, в частности художественных и культурных, увидели, что у переселенцев и местных есть много похожего».

«Украинские граждане оказались мудрее чиновников и министров. Без поддержки и солидарности людей со всей Украины не удалось бы пережить то тяжелое лето 2014 года, — убеждены Александра ДВОРЕЦКАЯ, исполнительный директор благотворительного фонда «Восток-SOS». — Наш фонд был образован естественно. Мы хотели помочь тем, кто выезжает, потому что точно знали, с чем они сталкиваются. Мы знали, что многие из них взяли вещи первой необходимости, но точно не взяли постельное белье, полотенца, кастрюли. Всего этого в новом жилье могло и не быть. К сожалению, прошло уже пять лет, проблемы стали системными, и такие методы работы уже не подходят. Но все же хотелось бы, чтобы и граждане, и чиновники сохраняли мудрость».

Действительно, всю жизнь в один маленький чемодан не упакуешь. Кроме документов, чайника и зимней куртки хочется взять с собой непрактичные вещи, которые имеют эмоциональную ценность, являются частью твоей личной истории. Книги, фотоальбомы, игрушки, музыкальные инструменты. Координатор горячей линии ОО «Донбасс-SOS» Виолетта АРТЕМЧУК рассказывает, что за несколько лет работы встречались очень неожиданные вопросы о вывозе вещей. Но всегда было понятно, что это cверхважно для человека, который ждет на линии. Например, один мужчина надеялся забрать в новую жизнь несколько десятков коробок с огромной коллекцией жуков, которую он собирал всю жизнь. Но ему пришлось уехать без них. Женщина, которая переезжала к детям в другую область, хотела вывезти с собой все запасы консервации, бережно приготовленной в последние годы. Это тоже не удалось. И сколько такой памяти осталось в каждой из оставленных домов на оккупированных территориях.

А сколько еще живет там! Ведь, несмотря на убеждения чиновников, далеко не все выехали оттуда. Виолетта Артемчук говорит, что на горячую линию до сих пор ежедневно поступает до сотни звонков, в частности с вопросами об организации переезда. Но также есть люди, которые по ряду причин решили остаться в своем доме, несмотря на сложную ситуацию.

Именно такой была мама художницы и перформера Алевтины КАХИДЗЕ. «Я несколько месяцев формулировала ответ на частый вопрос «А чего ты не вывезешь свою маму?» — говорит она. — Во-первых, она не мебель, чтобы перемещать ее против воли. Она говорила: я ничего плохого не сделала, почему я должна бежать? Во-вторых, такой вопрос превращает коллективную и государственную ответственность в личную. То есть я должен вывезти маму оттуда, чтобы вы не беспокоились, что с ней что-то случится. Как, собственно, и случилось — она умерла зимой на контрольно-пропускном пункте. Государство вместо решения проблем усиливает отчуждение и занимается структурным насилием, толкая «пенсионных туристов» на ложь и потом наказывая их за это».

Более молодые переселенцы тоже сталкиваются с регулярной идентификацией, частыми отказами в выплатах и даже судебными взысканиями.

УСЛОВНЫЙ УСПЕХ

Напомним, в 2017 году была выпущена настольная игра «Переселенческие блуждания». Она тоже должна была бы объяснить далеким от проблематики людям, с какими трудностями переселенцы сталкиваются на новом месте. Тогда вокруг проекта возникла бурная дискуссия: внутренне перемещенные лица остро среагировали на формулировку игровых ситуаций и вообще на сам формат рассказа о них. «День» писал об этом в материале «Потеряли ориентиры?» (№168-169 за 22-23 сентября 2017 года).

Противоположные реакции вызывала и эта инсталляция, которая многим напомнила модные квест-комнаты. Ведь если для кого-то собранный чемодан может стать трофеем, равным победой над зомби или разгадкой кода от сейфа, то другие могут воспринять это как насмешку над собственным ужасным опытом. К тому же воспроизведенная ситуация не очень близка к реальной — времени могло быть немного больше, ориентироваться в собственной квартире легче. Да и многие люди, особенно в начале, выезжало временно.

За несколько дней работы интерактивной комнаты в книге отзывов появились благодарности от посетителей, в которых не раз фигурировало словосочетание «до слез». Инсталляцию посетил даже министр социальной политики Андрей Рева, чьи недавние высказывания относительно ВПЛ в интервью BBC — в контексте ситуации с выплатами жителям временно оккупированных территорий — возмутили часть общества.

В какой-то степени организаторы достигнут своих целей. У кого-то из людей «квест» вызовет слезы, поможет понять и проявить сочувствие. Безусловно, совсем не навредить не получится, и это уже видно по реакциям на первые журналистские сюжеты об инсталляции. Но, как и в случае с настольной «переселенческим блужданием», следует помнить: понятие «победы» (успешного переселения) в данном случае условно. За пять лет так и не найдены системные решения по обеспечению жильем и работой. Переселенцы до сих пор страдают от бытовой дискриминации и ситуативного ограничения собственных прав (избирательных, например). Есть люди, которым не удается обустроиться на новом месте, и они вынуждены вернуться домой.

Борьба за равенство и интеграцию «новых соседей» в обществе по всей Украине продолжается. И именно о ее успехах и трудностях нужно говорить сейчас. Следует  продолжать искать и настойчиво внедрять конкретные решения и механизмы, которые упростят и эту борьбу, и жизнь тех, кто остается заложниками ситуации на оккупированных территориях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать