Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Моя мотивация – развивать ум украинских детей»

Автор «Математики после уроков» Лилия Таловерова — о том, чем эта наука привлекает школьников, а чем отпугивает
08 ноября, 10:07
ФОТО АВТОРА

Лилия Таловерова точно знает, что и как нужно сделать, чтобы дети если и не полюбили математику, то по крайней мере ею заинтересовались. За плечами у нее — годы учительства. Она преподавала и в сельской школе, и в математической спецшколе для одаренных детей, и в училище, и в обычной общеобразовательной школе. Многолетний опыт общения с детьми помог Лилии Александровне лучше понять, чем математика привлекает школьников, а чем отпугивает. Все наблюдения, знания и опыт она вложила в собственную книжку, над которой работала 20 лет.

«Возможно, я бы написала ее быстрее, если бы было больше информации и больше времени. Если бы я писала ее за столом, — улыбается Лилия Александровна. — Я писала ее в электричках по дороге на работу и с работы, в метро, на кухне. Одну главу писала в палате родильного дома. Сказку о дробях я написала, когда уже родила ребенка и была дома. Короткий декретный отпуск окончился, и я пошла на работу: уроки, ребенок, пеленки, кухня, ученические тетради и... книжка. Это было очень сложно, но был такой эмоциональный подъем!»

Если случалась свободная минута, Лилия Таловерова сразу садилась работать над книжкой. Ей хотелось рассказать о математике так, чтобы дети с удовольствием читали ее после уроков. Не потому что нужно, а потому что интересно. И именно читали.

Автор даже во вступлении пишет, что это книжка для чтения: «Удивляешься? Книга для чтения по математике? Что там читать? Математика — это только правила, формулы, задачи. Учи и решай! А читать там что?» А дальше объясняет, что «правила не всегда были записаны в учебнике, когда-то их не было, кто-то создал их».

Собственно, в своей книжке Лилия Александровна предлагает детям самим сформулировать то или иное правило — и это совсем несложно, ведь автор дает немало интересных и понятных примеров и задач. Она поощряет читателей думать.

«Моя мотивация — развивать ум украинских детей», — говорит Лилия Таловерова.

ОТ ИСТОРИИ К МАТЕМАТИКЕ

Лилия Александровна написала свою книжку на прекрасном украинском языке, хотя никогда его не учила. «Я родилась в Ростовской области, в городе Миллерово, окончила школу с золотой медалью, поступила на исторический факультет в Ростове-на-Дону», — рассказывает она.

Но в то время ее муж Игорь Арьев поступил в аспирантуру в Киеве, и Лилия Александровна переехала вместе с ним. Здесь она решила перевестись в педагогический институт. «Я сдала дополнительных 11 экзаменов и 32 зачета — и начала учиться на преподавателя истории и математики», — вспоминает она. Впрочем, с историей Лилия Таловерова свою жизнь в дальнейшем уже не связывала, только с математикой.

Закончив институт, Лилия Александровна поехала учить детей в село Бабинцы. А раз в неделю она преподавала еще и в школе для одаренных математиков.

«Затем, в 1969 году, мне заказали математическую хрестоматию для детей. Ну что такое хрестоматия? Это выдержки из разных источников. Я три года сидела в библиотеке КПСС, перерыла все, но нашла такой мизер. Поэтому к этим отрывкам из трудов других писателей я понаписывала свои вставки. И когда принесла эту хрестоматию в издательство «Советская школа», редакторы почитали и сказали: «Лилия, пиши сама. Бери все эти темы и сама пиши о них, не на кого не ориентируясь. Забудь обо всем, что ты читала — там всюду скучно». И я села писать, — рассказывает Лилия Александровна. — Когда книжка была готова, издательство включило ее в планы на 1991 год. А в 1991-ом развалился Советский Союз, издательство не имело средств на издание книжек и в конечном итоге я на годы спрятала рукопись на антресоль».

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ КНИЖКИ

«Когда внучка пошла в четвертый класс, сын сказал мне: «Мам, она как-то не очень математику любит и знает». Я ему отвечаю: «Поищи и купи ей какую-то интересную книжку». А он говорит: «Мам, ну ты же лучше знаешь, поищи ты». И я на всех ярмарках, в магазинах искала. Но не видела чего-то такого интересного. Тогда мой муж говорит: «А ты еще на антресолях поищи». Я спрашиваю: «А это еще зачем?» Он говорит: «Давай, давай, доставай свою книгу». В конечном итоге я ее достала, набрала на компьютере и пошла в издательство. Там книжку похвалили, но сказали, что не имеют средств на ее издание, — говорит Лилия Таловерова. — Потом я встретила издателя, который ухватился за эту книжку и уговорил меня выпустить ее на собственные средства. Поэтому я собрала часть своих денег, часть одолжила и дала этому издателю. Книжку «Математика после уроков» напечатали в 2014 году. 800 экземпляров».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Эту книжку, рассчитанную на учеников пятых-седьмых классов, уже давно нельзя найти в книжных магазинах — весь тираж раскуплен. Но учителя и родители продолжают спрашивать Лилию Александровну, где и как можно приобрести «Математику после уроков». Поэтому в настоящий момент Лилия Таловерова ищет возможность выпустить эту книжку уже большим тиражом в издательстве, которое бы специализировалось на учебной литературе. «Я доработала эту книгу, исправила неточности, что-то добавила. В частности, в книжке все рисунки — мои, я их придумала и нарисовала. Макет книжки «Математика после уроков» готов к печати», — объясняет она.

В книжке есть два действующих лица — любознательный Тарасик и его мудрый и терпеливый дедушка. Именно с помощью их бесед автор удачно объясняет много сложных математических понятий. Лилия Александровна отыскала и отобрала для своей книжки много интересного материала. Например, здесь можно прочитать о том, кто придумал число, узнать, что такое аль-джебр и аль-мукабала, кто такие Виет и Декарт, что случилось в школе Пифагора.

«Я не за гонораром гонюсь, я хочу, чтобы моя книжка дошла до учеников, в школы, — подчеркивает Лилия Таловерова. — Например, на мой взгляд, учебник о дробях сделан не очень интересно: вот есть дубовые правила — делай. А у меня здесь дроби — живые. Они между собой общаются, и в их беседах-спорах рождаются правила. Дальше я предлагаю читателям: попробуй сформулировать это правило сам. Коллеги учили детей по моим живым дробям и одобрительно отзывались, говорили, что здесь за несколько часов можно понять и выучить то, на что в школе идет неделя».

КАК ПОЛЮБИТЬ МАТЕМАТИКУ

Лилия Александровна уверена, что часто дети не любят и не понимают математику, потому что школьные учебники — нудные и слишком сложные. «Математика — очень интересная наука, — заверяет Лилия Таловерова. — Я всегда очень любила решать задачи, я была увлечена математикой. Любовь к математике, к сложным задачам, к умственному напряжению у меня на всю жизнь».

Чтобы детям было интересно, объясняет Лилия Александровна, нужно внимательно подбирать задачи. «Важно, чтобы задачи были не громоздкие, не запутанные, а такие, которые заинтересовывают и заставляют подумать. Дети любят интересные задачи. А объемные лишь отталкивают их от математики, — добавляет она. — Я хотела, чтобы родители вместе с детьми решали эти задачи, я подбирала такие, которые интересно решать. Они у меня чередуются: есть сложные, а есть такие, которые на лету решаешь, — чтобы мотивировать, заинтересовать и вдохновить ребенка».

Лилия Александровна держит в руках книжку из того небольшого тиража, напечатанного на свои средства. Она время от времени раскрывает ее и что-то зачитывает, объясняет, рассказывает, вспоминает, когда и как писалась та или иная глава. Эта книжка написана с любовью, это видно. С любовью к детям и математике.

«Это дело моей жизни — учить и развивать детский ум. Сейчас я уже семь лет на пенсии, поэтому не имею возможности делать это в непосредственном контакте с детьми, в школе, но через книжку — вполне возможно», — подытоживает Лилия Таловерова. И надеется, что совсем скоро ее книжка увидит мир в каком-то из украинских издательств, а дети наконец смогут взять ее в руки и открыть для себя прекрасный мир математики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать