Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Нужно готовиться к длительной борьбе»

Что можем сделать для пропавших без вести крымских татар
25 октября, 19:07

«Об этой проблеме необходимо говорить постоянно. Если об арестантах известно хотя бы, где они находятся, то об этих людях молчат, часто даже не знают их имена», — говорит Тамила Ташева, соучредитель и координатор общественной организации «Крым SOS». Уже в четвертый раз под Посольством России в Украине прошел пикет, участники которого требовали у власти РФ найти пропавших жителей Крыма.

ВЛАСТЬ РОССИИ «УМЫВАЕТ РУКИ»

«Где Эрвин?» — этот вопрос остается без ответа пять месяцев. Напомним, Эрвина Ибрагимова, члена регионального Меджлиса крымскотатарского народа в Бахчисарае и исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар, похитили на оккупированном полуострове, у его собственного дома, 24 мая 2016 года. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что сделали это люди в форме сотрудников ГАИ. Зафиксирован и автомобиль, на котором увезли мужчину. Но никакой достоверной информации о местонахождении Эрвина Ибрагимова до сих пор нет.

«Несколько сообщений относительно Эрвина было. Одно из них — о том, что он в Севастополе, находится в каком-то помещении, подвале или еще каком-то. Его родителям кто-то говорил, что будто бы его отпустят сразу после выборов на территории Крыма (выборы в российскую Госдуму проходили 18 сентября. — Авт.), но Эрвина до сих пор нет», — отмечает Тамила Ташева.

В целом, с момента аннексии стало известно об исчезновении более 20 жителей полуострова, семерых похищенных нашли мертвыми. Тамила Ташева делится: «Мы ведем переписку с российской властью на территории материковой России. Они отправляют информацию оккупационной власти, а те отвечают, что никаких нарушений нет, следствие ведется по всем пропавшим».

25 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА, КИЕВ. ПИКЕТ И ПЕРФОРМАНС ПОД ПОСОЛЬСТВОМ РОССИИ В УКРАИНЕ, НА КОТОРОМ ВЛАСТЯМ РФ НАПОМНИЛИ ОБ ИСЧЕЗНУВШИХ В КРЫМУ ЖИТЕЛЯХ ПОЛУОСТРОВА. «ИХ НЕТ, НО ЕСТЬ МЫ», — УТВЕРЖДАЮТ В ОРГАНИЗАЦИИ «КРЫМ SOS», КОТОРАЯ ИНИЦИИРОВАЛА СОБЫТИЕ. С ИЮЛЯ ТАКИЕ АКЦИИ ПРОХОДЯТ РАЗ В МЕСЯЦ

Активисты обращаются и к международному сообществу. «Например, по делу Эрвина Ибрагимова и относительно других аналогичных случаев обращались в Комитет ООН по насильственным исчезновениям. Знаем, что определенная работа с их стороны ведется — они вступили в коммуникацию с представителями российской власти по этим делам», — добавляет Тамила Ташева.

Тем временем для близких пропавших вопрос, предавать ли делу огласку, является сложной дилеммой. «Публичные выступления всегда связаны с риском ощутить на себе реакцию де-факто власти Крыма. Следует учитывать, насколько этот риск оправдан, — замечает Мария Гурьева, пресс-секретарь правозащитной организации Amnesty International в Украине. — Но фактически лишь глобальная огласка позволяет хоть как-то изменить ситуацию. Хотя, конечно, влиять отсюда на то, что происходит на полуострове, очень сложно».

«ПРЕСЛЕДОВАНИЙ СТАЛО БОЛЬШЕ»

Вообще эта осень в Крыму стала этапом очередного усиления репрессий против несогласных с аннексией. Меджлис крымскотатарского народа Россия признала экстремистской организацией, прошли обыски у крымских мусульман, которых обвиняют в участии в террористической организации, против активиста Сулеймана Кадырова возбудили уголовное дело за сепаратизм. «Ежедневно в Крыму что-то происходит: суды, обыски», — констатирует Тамила Ташева.

То, что ситуация с правами человека в Крыму ухудшается, отмечает и Мария Гурьева. Amnesty International исследует этот вопрос с момента аннексии полуострова, организация уже представляла отчет по теме, сейчас готовит следующий, и правозащитники замечают такую тенденцию. «Стало больше преследований, люди больше напуганы, больше боятся говорить публично», — перечисляет Мария Гурьева.

Молчаливые охранники под российским посольством показывают наглядно реакцию власти РФ на регулярные пикеты активистов. Впрочем, Мария Гурьева заверяет, что поведение России в этой ситуации не так уж и важно. Пресс-секретарь Amnesty International в Украине убеждена: «Эти акции нужны, потому что позволяют держать вопрос исчезновений в Крыму на повестке дня украинских политиков и международного сообщества, позволяют влиять на активизацию международного давления для решения проблемы».

В начале октября мать пропавшего Эрвина Ибрагимова — Лиля Алиева — с помощью телеканала ATR передала Президенту Петру Порошенко открытое письмо с просьбой помочь в поисках сына. Ответил ли ей глава государства, неизвестно. Но активисты «Крым SOS» призывают всех желающих выразить ей слова поддержки — это можно сделать через электронную форму на сайте организации.

А что касается действий украинской власти — правозащитники говорят, что нужно  документировать все нарушения прав человека на полуострове и работать на международном уровне, чтобы в перспективе виновные в преступлениях были наказаны. «Есть Международный уголовный суд и другие правовые механизмы, которые могут помочь решить ситуацию, — резюмирует Мария Гурьева. — Другое дело, что это займет много времени. Мы должны быть готовыми к длительной борьбе. К тому, что нужно постоянно работать, даже не видя немедленного результата».

...Тем временем в нескольких метрах от посольства, на автобусной остановке, висит реклама автобусного маршрута до полуострова. Люди — и не всегда без крайней необходимости, например, из-за родственников — продолжают ездить в оккупированный Крым, где украинцев арестовывают и похищают.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать