«Нужно готовиться к длительной борьбе»
Что можем сделать для пропавших без вести крымских татар
«Об этой проблеме необходимо говорить постоянно. Если об арестантах известно хотя бы, где они находятся, то об этих людях молчат, часто даже не знают их имена», — говорит Тамила Ташева, соучредитель и координатор общественной организации «Крым SOS». Уже в четвертый раз под Посольством России в Украине прошел пикет, участники которого требовали у власти РФ найти пропавших жителей Крыма.
ВЛАСТЬ РОССИИ «УМЫВАЕТ РУКИ»
«Где Эрвин?» — этот вопрос остается без ответа пять месяцев. Напомним, Эрвина Ибрагимова, члена регионального Меджлиса крымскотатарского народа в Бахчисарае и исполнительного комитета Всемирного конгресса крымских татар, похитили на оккупированном полуострове, у его собственного дома, 24 мая 2016 года. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что сделали это люди в форме сотрудников ГАИ. Зафиксирован и автомобиль, на котором увезли мужчину. Но никакой достоверной информации о местонахождении Эрвина Ибрагимова до сих пор нет.
«Несколько сообщений относительно Эрвина было. Одно из них — о том, что он в Севастополе, находится в каком-то помещении, подвале или еще каком-то. Его родителям кто-то говорил, что будто бы его отпустят сразу после выборов на территории Крыма (выборы в российскую Госдуму проходили 18 сентября. — Авт.), но Эрвина до сих пор нет», — отмечает Тамила Ташева.
В целом, с момента аннексии стало известно об исчезновении более 20 жителей полуострова, семерых похищенных нашли мертвыми. Тамила Ташева делится: «Мы ведем переписку с российской властью на территории материковой России. Они отправляют информацию оккупационной власти, а те отвечают, что никаких нарушений нет, следствие ведется по всем пропавшим».
25 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА, КИЕВ. ПИКЕТ И ПЕРФОРМАНС ПОД ПОСОЛЬСТВОМ РОССИИ В УКРАИНЕ, НА КОТОРОМ ВЛАСТЯМ РФ НАПОМНИЛИ ОБ ИСЧЕЗНУВШИХ В КРЫМУ ЖИТЕЛЯХ ПОЛУОСТРОВА. «ИХ НЕТ, НО ЕСТЬ МЫ», — УТВЕРЖДАЮТ В ОРГАНИЗАЦИИ «КРЫМ SOS», КОТОРАЯ ИНИЦИИРОВАЛА СОБЫТИЕ. С ИЮЛЯ ТАКИЕ АКЦИИ ПРОХОДЯТ РАЗ В МЕСЯЦ
Активисты обращаются и к международному сообществу. «Например, по делу Эрвина Ибрагимова и относительно других аналогичных случаев обращались в Комитет ООН по насильственным исчезновениям. Знаем, что определенная работа с их стороны ведется — они вступили в коммуникацию с представителями российской власти по этим делам», — добавляет Тамила Ташева.
Тем временем для близких пропавших вопрос, предавать ли делу огласку, является сложной дилеммой. «Публичные выступления всегда связаны с риском ощутить на себе реакцию де-факто власти Крыма. Следует учитывать, насколько этот риск оправдан, — замечает Мария Гурьева, пресс-секретарь правозащитной организации Amnesty International в Украине. — Но фактически лишь глобальная огласка позволяет хоть как-то изменить ситуацию. Хотя, конечно, влиять отсюда на то, что происходит на полуострове, очень сложно».
«ПРЕСЛЕДОВАНИЙ СТАЛО БОЛЬШЕ»
Вообще эта осень в Крыму стала этапом очередного усиления репрессий против несогласных с аннексией. Меджлис крымскотатарского народа Россия признала экстремистской организацией, прошли обыски у крымских мусульман, которых обвиняют в участии в террористической организации, против активиста Сулеймана Кадырова возбудили уголовное дело за сепаратизм. «Ежедневно в Крыму что-то происходит: суды, обыски», — констатирует Тамила Ташева.
То, что ситуация с правами человека в Крыму ухудшается, отмечает и Мария Гурьева. Amnesty International исследует этот вопрос с момента аннексии полуострова, организация уже представляла отчет по теме, сейчас готовит следующий, и правозащитники замечают такую тенденцию. «Стало больше преследований, люди больше напуганы, больше боятся говорить публично», — перечисляет Мария Гурьева.
Молчаливые охранники под российским посольством показывают наглядно реакцию власти РФ на регулярные пикеты активистов. Впрочем, Мария Гурьева заверяет, что поведение России в этой ситуации не так уж и важно. Пресс-секретарь Amnesty International в Украине убеждена: «Эти акции нужны, потому что позволяют держать вопрос исчезновений в Крыму на повестке дня украинских политиков и международного сообщества, позволяют влиять на активизацию международного давления для решения проблемы».
В начале октября мать пропавшего Эрвина Ибрагимова — Лиля Алиева — с помощью телеканала ATR передала Президенту Петру Порошенко открытое письмо с просьбой помочь в поисках сына. Ответил ли ей глава государства, неизвестно. Но активисты «Крым SOS» призывают всех желающих выразить ей слова поддержки — это можно сделать через электронную форму на сайте организации.
А что касается действий украинской власти — правозащитники говорят, что нужно документировать все нарушения прав человека на полуострове и работать на международном уровне, чтобы в перспективе виновные в преступлениях были наказаны. «Есть Международный уголовный суд и другие правовые механизмы, которые могут помочь решить ситуацию, — резюмирует Мария Гурьева. — Другое дело, что это займет много времени. Мы должны быть готовыми к длительной борьбе. К тому, что нужно постоянно работать, даже не видя немедленного результата».
...Тем временем в нескольких метрах от посольства, на автобусной остановке, висит реклама автобусного маршрута до полуострова. Люди — и не всегда без крайней необходимости, например, из-за родственников — продолжают ездить в оккупированный Крым, где украинцев арестовывают и похищают.
Выпуск газеты №:
№193, (2016)Section
Общество