Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Польский пример для украинской Костюхновки

Соседнее государство на примере небольшого волынского села воспитывает у своих граждан национальную гордость и патриотизм. А как это делаем мы?
15 августа, 12:41
ЗАХОРОНЕНИЕ ПОЛЬСКИХ ЛЕГИОНЕРОВ В ЛЕСУ ПОД КОСТЮХНОВКОЙ / ФОТО С САЙТА SAMSUNG CSC

Огромные и очень старые акации во дворе бывшей костюхновской школы поражают не только высотой. Никогда раньше не видела, чтобы этот привычный на улицах волынских сел куст так разрастался. Стволы покрыты наростами времени, как водоросли черепашками на дне морском... Говорят, что Ярослав Гурецкий, нынешний директор Центра польско-украинского сотрудничества, который появился на месте полуразрушенного сооружения школы, никак не решится срезать старые акации. Хотя осенью во время сильных ветров уже и ветви на них ломаются... Но эти деревья — ровесники помещения и свидетели той страницы польской истории, которую в соседнем с Украиной государстве уважают особенно.

Представить только, что в ноябре, в канун Дня независимости Польши именно в Костюхновке, на кладбище легионеров, что недалеко в так называемом Польском леске, представители этой страны зажигают лампадку и везут ее в Варшаву, где в этот день поминают и воинов армии Юзефа Пилсудского. В июле 1916 года под Костюхновкой они героически сражались с россиянами во время известного Брусиловского прорыва.

— Для поляков Костюхновка — то же, что для украинцев — Берестечко, — размышляет директор Костюхновской общеобразовательной школы Василий Давидюк. — Вблизи нашего села стояли польские легионы, которые воевали против России в составе Австро-Венгрии. За три дня июля здесь погибло до двух тысяч легионеров. Пилсудский, став впоследствии президентом Польши, говорил, что здесь лег цвет нации, они не победили, но защитили свою честь. И именно отсюда, считают, начиналась независимая Польша... Костюхновка с тех пор для наших соседей    — святое место. К нам ежегодно приезжают сотни харцеров, чтобы привести в порядок могилы легионеров.

Ныне захоронение в Польском леске, куда свозил меня Василий Степанович, напоминают настоящий мемориал. Печально, но как торжественно... Такое же кладбище есть в соседнем селе Вовчецк, за которым также ухаживают харцеры. Собственно в соседнем государстве постоянно расширяют круг поисков мест захоронений своих сограждан на Волыни, и прах их переносят в Костюхновку. Одну из могил, говорит директор, в поселке Колки обнаружили под сельским... туалетом. Прошли годы, и люди забыли прошлое. Но его не забыли наши соседи за Бугом. Были времена, когда в Польском леске разбивали целое палаточное местечко на несколько сотен харцеров и их наставников. Костюхновский директор с доброй завистью показал мне, где законсервирована скважина, ведь в лагере, когда работает, есть и свет, и умывальники с туалетами. Есть полевая кухня, в которой одним летом поваром работала воевода из города Лодзь Иоланта Хелминска.

— Ночи три переночевала она в моей квартире, а потом — как и другие, в палатке в лесу, — вспоминает Василий Степанович. — Люди спрашивали: а какая у нее охрана?.. Да никакой, разве что мой пес ночью на прохожих погавкает, шутил я. Наравне с другими воевода и могилы легионеров приводила в порядок, и посуду мыла в полевых условиях, и кашу варила.

Пани Иоланта для Костюхновки действительно добрый ангел из другого мира. Поскольку захоронениями в волынском селе занимаются харцеры из Лодзя и местечка Згеж, что рядом с воеводским центром, то они стали и делом воеводы. А одновременно — и сама Костюхновка, улицы в которой вплотную видят градарни Ровенской атомной станции. Несмотря на близость атомного монстра, села (да и окружающие) не имеют цивилизованного сообщения с другим миром. Сюда ведут такие дороги, что на них и душа вытрясется. Было время, когда этим вопросом занялась пани Иоланта. Разрабатывались проекты, чтобы не ремонтируемые десятилетиями украинские дороги, которыми, собственно, и едут поляки в места своей славы, были отреставрированы за средства Евросоюза. Но если бы Лодзьское воеводство было пограничным с Волынью... Решили бы просто. Однако и в этой ситуации ищутся варианты. Пока же своеобразным центром Костюхновки стал Центр польско-украинского сотрудничества, открытый на базе бывшей школы. Сейчас это современное трехэтажное сооружение мало напоминает старую школу, которую соседнее государство в лице лодзьских харцеров приобрели у общины волынского села. Хотели еще и землю около школы купить, но ее предоставили только в краткосрочную аренду.

— А в канун Евро-2012 село потеряло возможность получить современный стадион с тренажерами и мягким покрытием,— говорит Василий Давидюк, проводя меня у спортплощадки, оборудованной Центром польско-украинского сотрудничества. — Стоимость такого стадиона была миллион злотых, но кто пойдет на такие расходы, если земля под ним — твоя на два года?.. Отдали тот стадион где-то на Львовщину... А через два месяца и землю в Костюхновке дали полякам в долговременную аренду. Сельская молодежь играла на этом стадионе в футбол, пока снег не выпал.

В старой школе, которая была построена по случаю 20-летия боя легионеров под Костюхновкой и равной которой не было в тогдашней Волыни, костюхновские школьники не учились 10 лет, с 2001 года. Валились перекрытия, стены. Однако сколько было разговоров, что «полякам продали»... Вот и ныне рядом с шикарным Центром валится хата, в которой когда-то учились ученики младших классов. В районе и до сих пор не могут установить цену этим руинам. Центр польско-украинского сотрудничества стал одним из работодателей для отдаленного села, здесь открыли несколько рабочих мест. Поляки первыми откликаются на костюхновские беды: то ли коляску больной учительнице, то ли помощь погорельцам, то ли поездки для детей из Волыни на экскурсии и отдых в Польшу, то ли подарок местной школе: спортивные формы, теннисный стол и тому подобное. Зато они уже говорят о «феномене Костюхновки», когда местные жители бесплатно дают Центру овощи, помогают в разных работах.

*  *  *

Старые акации во дворе Центра польско-украинского сотрудничества — еще и свидетели человеческой трагедии. «При Польше» здесь работала и жила семья учителя Волкевича. Старожилы вспоминали, что был он и врачом на всю округу, а его жена — хорошей швеей. Семью убили в 1944     году, забрав корову, подушки и швейную машинку... Одного из двух сыновей отец прикрыл своим телом, и он выжил. Костюхновчане помогли этому ребенку перебраться в Польшу. Еще два года назад он, говорит Василий Давидюк, был жив, но на просьбу приехать в Волынь, переданную через Ярослава Гурецкого, ответил категорическим отказом. Наша общая история — разная. Но в ней, убежден директор школы, нужно искать то, что должно объединять, потому что мы обречены на вечное соседство. И учиться у соседей из-за Буга и патриотизму, и уважению истории, ее героев.

Костюхновские ученики и учителя помогают полякам обустраивать захоронения их граждан. Было такое: директор школы привел в порядок забытую в глубоких лесах могилу украинского повстанца, когда узнал о ней от одного из старожилов. Но давайте зайдем на любое украинское сельское кладбище. Здесь, как говорит Василий Степанович, «и стыдно, и страшно».

Сергей ГОДЛЕВСКИЙ, начальник отдела охраны культурного наследия Луцкого городского совета (один из тех, кто в свое время воссоздал Пласт на Волыни, пластун-сеньор, уже много лет на территории современной Польши вместе с волонтерами восстанавливает забытые украинские кладбища):

— В том, что в Костюхновке ныне действует Центр польско-украинского сотрудничества, не нужно видеть что-то плохое. Да, это искусственное вливание, искусственное продвижение другой культуры и ценностей. Но у нас тоже есть святые места на территории современной Польши, о которых должны были бы беспокоиться на уровне государства. В Хелме (первоначально — Холме) есть квартира, в которой родился Михаил Грушевский. Помещение довольно долгое время было выставлено на продажу. А здесь должен был бы быть не просто музей, а Украинский дом, Украинский центр. И украинское государство должно было бы взять опеку над состоянием бывших украинских кладбищ на территории современной Польши. Если есть «Русский мир», то должен был бы быть и «Украинский мир». Если проводятся фестивали лемков или гуцулов, то в Хелме-Холме Украина должна была бы проводить фестиваль «Данилова осень» или что-то наподобие того. Так должно быть, если мы любим и уважаем свою историю не меньше поляков. Работая на бывших украинских кладбищах, которые часто напоминают джунгли, мы одновременно создаем этот «Украинский мир», потому что пробуждаем и у поляков чувство уважения к себе. Так войт из села Модрынь, у которого бабушка — украинка, по просьбе общины пригласил меня с волонтерами на День села. Нам не открыли вовремя визы, но нам сообщили из Модрыни, что ждут в другой праздник. Это и есть построением «Украинского мира». Собственно очень часто в обустройстве украинских кладбищ, даже воинов УНР, нам помогали польские харцеры, польские граждане. В Украине же это все на уровне волонтерского энтузиазма.

Должна быть централизованная мудрая политика Украины. Тогда и нас начнут уважать в мире.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать