Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Портфолио» успеха

Педагог Галина Сазоненко: «Научить нельзя, можно только научиться»
18 апреля, 21:04

Как преуспеть в жизни? Н а прав ленность на достижение цели на успех сегодня культивируется буквально с малых лет. Вроде бы все правильно. С другой стороны — добиваться желаемого можно любой ценой. И цена эта для ребенка и для окружающих может оказаться непомерной. Как отличить одно от другого? Об этом — новая книга известного украинского педагога, заслуженного учителя Украины, директора Украинского гуманитарного лицея Галины САЗОНЕНКО. «Педагогика успеха» интересна потому, что представляет собой не теоретические выкладки, а основана на богатом опыте Галины Стефановны, которая возглавляет одно из самых престижных столичных учебных заведений. Попасть в лицей трудно. Определяющим является не доход и не положение родителей, а способности самого подростка (в нем учатся старшеклассники).

— Профессия учителя сегодня далеко не самая престижная. В этой ситуации не так легко говорить с учениками об успехе?

— Мы очень часто говорим об успешном банкире, бизнесмене. Но это внешние показатели реализации человека. Как по мне, существуют две грани успеха: успех профессиональный и успех внутренний — это тогда, когда речь идет об успешном самоформировании всех граней личности. В жизни же часто случается, что профессионально успешный человек не удовлетворен своей личной жизнью — семьей, друзьями... Мне всегда хотелось вселить учителю мысль, что даже в нашем сложном мире и даже на очень скромные средства можно чувствовать себя самодостаточным. Успешность деятельности, в первую очередь, зависит от того, уважаешь ли ты сам себя. То, что учителя сегодня не признает общество, — это пройдет. Но ведь человеку в конце концов не так много в этой жизни и нужно, потому что придет время и для каждого главным станет вопрос: «Что ты сделал для людей?» Мои родители мне всегда говорили: «Научись отдавать людям — и все это к тебе вернется любовью и уважением».

— Как понимают успешность современные дети?

— Сегодня среди детей стало больше прагматиков. Раньше молодежь увлекала эйфория фантазии. Восхищались такими профессиями, как геолог, космонавт... Сейчас в большинстве случаев срабатывает прагматизм. Но нам украинцам, на мой взгляд, как раз и не хватает этого здорового прагматизма, умения организовывать себя на реализацию честолюбивых планов. Есть внешняя сторона успеха, позволяющая человеку быть заметным, видным в обществе, востребованным. Я же говорю о понятии внутреннего удовлетворения самим собой.

— Наверное, здесь особенно важен пример собственных родителей?

— Когда разговариваю с детьми, которые оступились, их родителями, то очень часто наши ученики говорят о большом круге своих друзей, а наилучшим другом чаще всего называют своего сверстника и намного реже — родителей. Когда дети и родители — друзья, это и есть родительский успех. У нас сегодня преобладает «материнское» воспитание, потому что в школу чаще всего идут мамы, а не папы. В то же время объединить коллектив (в том числе и семейный коллектив) невозможно ничем другим, как единой идеей, одной миссией.

— Из чего состоит успех учебного заведения?

Раньше любая школа не имела собственной концепции развития. Сегодня же эта концепция закладывается еще во время создания учебного заведения. Определяется цель концептуального развития. Вокруг избранной цели формируется коллектив, готовый эту цель реализовать. Духовные качества, которые воспитывает школа, являются определяющими для рейтинга учебного заведения. Научить — легче всего, труднее всего — воспитать. Непросто предоставить шанс для развития интеллектуальных возможностей, которые позволят человеку быть успешному в любой области.

Мы сегодня подошли к понятию «портфолио» каждого ученика. Дети должны привыкать к тому, что на рынке труда они должны оперировать набором документов, определяющими их рейтинг. Также мы предлагаем нашим детям широкую палитру конкурсов, олимпиад.... У нас каждый второй ученик — призер какой-либо олимпиады. Каждый четвертый — победитель или призер олимпиады города. Образовательные услуги в столице сегодня предлагаются на любой вкус. Родителям, когда они выбирают для своей ребенка учебное заведение, следует знать своего ребенка, его возможности. Также нужно смотреть на то, какие дети выходят из учебных стен этого заведения. Например, среди наших выпускников — сегодняшний самый молодой министр Юрий Павленко.

Мне всегда очень больно слышать, что мои коллеги иногда устраивают тесты для вступления детей в первый класс. Я считаю, что нет неодаренных детей, только талант у каждого — разный. Мы сейчас бесконечно декларируем в образовании личностно-сориентированное обучение. Но такой вид образования может предлагать только богатое общество. Мы не на том уровне экономического развития, чтобы предоставлять каждому индивидуальное образование. Понятно, что это было бы идеально. Но об идеальном мы можем сегодня только говорить.

— В чем же состоит ваш личный педагогический секрет успешности?

— Свою новую книгу «Педагогика успеха» я начала с рассмотрения противоречий школьного образования в Украине. Самое главное здесь то, что наше образование идет к глобальному проявлению, не имея национального характера. Во-вторых — это проблема качества образования и определение этого качества. На это существуют разные точки зрения, но я считаю, что здесь главное — предоставление ученикам определенного уровня жизненных компетенций, которые позволят реализовать себя во взрослой жизни. Человек может иметь энциклопедические знания, а быть в жизни неуспешным, поскольку не владеет необходимыми жизненными компетенциями.

Я также обращаю внимание и на инновационную культуру образования. Вторая глава моей книги — об успешных педагогических системах, как отечественных так и зарубежных. Самая лучшая технология сегодня — это та, которую выбирает сам учитель для конкретных детей. Особенностям той или иной педагогической системы можно научить любого учителя, а вот дар и талант повторить невозможно. Новых интересных технологий существует очень много, но кредо нашего лицея: «Научить нельзя, можно только научиться.» Сколько бы профессоров над ребенком не поставили, если он сам не хочет, никто его научить не сможет.

Родители всегда просят ставить оценки в дневники. А мы, учителя, хотим, чтобы дети и родители работали на доверии. Мы хотим, чтобы дети не боялись говорить родителям о своей успешности, а советовались с ними, как преодолеть препятствия в обучении. Нужно, чтобы дети делали взрослый самоанализ, мониторинг своей деятельности: «Ленился ли? Не понял ли? Почему именно не достиг успеха?» Нужно найти ученику свою собственную причину неудачи — и преодолеть ее. Только так можно сделать новый виток в своем развитии. Поэтому у нас у каждого нашего ученика есть (кроме индивидуального дневника) и «творческое портфолио». Это позволяет ребенку показать, где именно он себя нашел. Учат только роботы, а человек должен себя искать и находить, где именно ему интересно работать. Поэтому мы и рекомендуем детям принимать участие в разнообразных соревнованиях, чтобы иметь возможность лучше себя узнавать.

У меня запрашивают высшие органы управления образованием списки учеников, которые получают по всем учебным дисциплинам только по 12 баллов. У нас таких детей нет, потому что таких в природе не может быть. Система оценивания не должна быть инструментом для наказания, она должна побуждать ребенка накапливать знания и за это получать определенные баллы. Т.е. быть стимулом к успеху. Пятибалльная же система удобна для тех родителей, для которых оценка — только знак, как реагировать на учебу ребенка в школе. Она также нравится учителям, которые привыкли оценивать ученика «на глазок» только для сообщения своего отношения к успехам учеников. Я считаю, что можно вообще не выставлять баллы и не говорить, кто из учеников на сколько успешен с точки зрения оценок. Часто мы можем увидеть до 18 медалистов в одном классе, в то время как в нашей школе никогда не бывает больше пяти-шести. Интересно, как учат в классах, где медалистов бывает больше десятка? Хорошо бы ввести государственную аттестацию согласно государственных стандартов. Государственное тестирование должно осуществляться не теми, кто учил, а независимым органом, поскольку в каждой школе свои требования. Хотелось бы, чтобы кроме баллов, ученики еще и получали рекомендации относительно уровня вузов, в которые каждому конкретному выпускнику комиссия советует или не советует поступать. Не от количества дипломов зависит успешность человека в жизни. Успешный в жизни человек тот, который смог создать вокруг себя успешную среду. А проигрывать можно только в спорте. Успешный человек никогда не проигрывает — как бы ни сложились обстоятельства, он всегда в выигрыше, потому что его самооценка всегда адекватная.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать