Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Международные коридоры: украинская составляющая порядка

18 октября, 00:00

На следующей неделе в Киеве пройдет международная транспортная конференция. Центральной ее темой станут функционирование и развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК). Украина уделяет этим вопросам большое внимание, а потому участвовать в конференции будут, по сообщению Интерфакса-Украина, премьер-министр Анатолий Кинах и министр транспорта Григорий Кирпа.

Проведение этой конференции в Киеве свидетельствует о важной роли Украины как в создании международных транспортных коридоров в рамках программы Tacis, так и в наполнении их транспортными средствами и товарами. Международные магистрали нужны не сами по себе, а для того, чтобы стимулировать и развивать международное разделение труда и обмен товарами. И Украина уже имеет на этом пути заметные достижения. До 2005 года объем грузоперевозок лишь на украинской части транспортного коридора Европа—Кавказ—Азия возрастет до 20 млн. тонн в год.

Одним из активных украинских участников мирового транспортного процесса в последнее время выступает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков Украины, насчитывающая свыше 1700 действительных членов. Как отмечалось 10 октября на собрании Ассоциации, рынок международных автомобильных перевозок активно развивается, сохраняя положительную динамику. Если в 1997 году доля отечественных перевозчиков на соответствующем международном рынке Украины составляла лишь 38,4%, то по итогам 2001 года между иностранными и украинскими перевозчиками установился устойчивый паритет. Украинскими перевозчиками перевезено более 3,5 млн. тонн внешнеторговых грузов. что в 1,5 раза больше, чем в 1999 году. Свыше 70% этих перевозок приходится на систему МДП (международных дорожных перевозок), обеспечивающую украинских автомобилистов при непосредственном участии Ассоциации так называемыми книгами МДП, предоставляющими таможенные льготы при пересечении таможенных границ стран-членов Конвенции МДП.

С минувшего года, когда Ассоциацию возглавил бывший министр транспорта Украины Леонид Костюченко, украинские перевозчики реально почувствовали, что за их спиной стоит мощная организация, обеспечивающая им помощь в любой точке мира. Для этого потребовалось провести определенные изменения в структуре исполнительных органов Ассоциации. Созданы новые департаменты. Ассоциации удалось наладить сотрудничество с Минтрансом Украины, с таможенными, пограничными и другими государственными органами. Руководство Ассоциации не скрывает, что одним из важнейших направлений работы в последнее время стало цивилизованное лоббирование важных для автомобильных перевозчиков и всей транспортной системы Украины законодательных и нормативных актов, в частности, таможенного и налогового кодексов и отдельных законов. Это позволяет устранять проблемы и болевые точки, в частности с таким важным для украинских перевозчиков партнером, как Польша.

Только в минувшем году Ассоциация оказала услуги почти 65 тысячам перевозчиков (в среднем около 250 человек в день). Ни разу не было сбоев в выдаче книжек МДП и предоставлении информации, интересующей автомобилистов. В последнем большая заслуга подразделения Ассоциации, создавшего базы данных таможенного законодательства стран-участников Конвенции МДП.

Правда, как отмечалось на собрании, члены Ассоциации нередко нарушают таможенное законодательства стран-участников Конвенции МДП. Только за прошлый год в Ассоциацию поступило 120 уведомлений об этом. В связи с этим Ассоциация ведет среди своих членов разъяснительную работу, совместно с таможенными органами, как украинскими, так и сопредельных государств, устраивает семинары. Несмотря на это, некоторые предприятия не придерживаются правил перевозки грузов, находящихся под таможенным контролем, в частности, доставляют их непосредственно заказчикам, нарушая инструкции таможен. Кроме того, в последнее время значительный моральный урон нанесли Ассоциации транспортные фирмы, пытающиеся использовать ее как прикрытие для своих действий. Зарегистрировавшись в качестве членов АсМАП, они за короткий срок совершают серию нарушений, присваивают полученные благодаря этому барыши и прекращают свою работу с Ассоциацией.

Крупнейшей для украинских международных перевозчиков проблемой остается получение разрешений. В ее основе обеспечение паритетности, оговоренной во всех межправительственных соглашениях, в отношениях с государствами-участниками Конвенции. К примеру, украинские перевозчики используют в 4 раза больше разрешений, чем венгры и поляки, в 7 раз больше австрийцев и т.д. Но при этом из 40 стран, с которыми Украина обменивается разрешениями, в 14 превалируют иностранные перевозчики. И, как сказал Л.Костюченко, в Ассоциации рассматривают эти страны, как потенциальный рынок для украинских автомобилистов.

Описанные диспропорции в транспортных и автомобильных потоках чреваты для нашей страны серьезными неприятностями, в частности, возникновением, как было в ноябре 2001г., пробок на украинской границе. В этих условиях Ассоциации совместно с Минтрансом пришлось срочно «снимать напряжение», добиваясь путем срочных переговоров дополнительных разрешений. В то же время, по мнению Л.Костюченко, учитывая постоянный рост количества украинских перевозчиков и используемых ими транспортных средств, такой вид бизнеса в дальнейшем будет все более проблематичным — каждая страна защищает свой рынок. Поэтому Ассоциация отстаивает принцип, согласно которому перевозчик должен иметь гарантию на то, что получит разрешение на въезд в ту или иную страну еще до начала его рейса. Недавно к такому же мнению пришли и государственные органы (Минтранс, Гостаможслужба и ГАИ МВД), участвовавшие в заседании «круглого стола», посвященного этой проблеме.

Аппарат Ассоциации работает в тесном контакте с перевозчиками и старается оперативно откликаться на возникающие проблемы. Так, ГАИ почему-то решила взимать с перевозчиков рекламный налог за размещаемые ими на бортах автомобилей логотипы фирм, их адреса и т.д. Обращение Ассоциации в Госстандарт позволило снять эту проблему, что вылилось в существенную экономию средств транспортных организаций.

Неумеренное государственное регулирование производственной и предпринимательской деятельности в транспортной отрасли, по мнению руководства Ассоциации, является одним из самых серьезных препятствий для международных перевозчиков. Ассоциации удалось привлечь в свои союзники в решении этой проблемы не только Госпредпринимательство, постоянно выступающее против разрушительного госрегулирования, но и Минтранс. Сейчас готовятся соответственные изменения во многие законодательные акты, которые позволят автомобилистам избежать необоснованных и непроизводительных расходов (только ежегодное оформление деклараций требует около 4 млн. грн.). Словом, общественная неприбыльная организация, каковой является АсМАП, приняла на себя некоторые государственные функции, и, похоже, автоперевозчики получили в ее лице надежного защитника и успешного лоббиста.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать