Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему Украина — не Италия?

02 декабря, 19:23

Многие электронные СМИ сообщили в субботу (27.11.2010) о том, что по иску Киевской городской государственной администрации Окружной административный суд Киева запретил гражданам Украины массовые мероприятия в столице с 27 ноября по 3 декабря 2010 года в связи с прибытием в Украину иностранных гостей. Между прочим, этот же суд такой же запрет выносил и на 22—26 ноября 2010 года. Несмотря на это, не только протестующие предприниматели собрались на Майдане Независимости в своем палаточном городке, но их 27 ноября посетили Президент Украины В. Янукович и премьер-министр Н. Азаров.

Такими сообщениями Украина в очередной раз не перестает удивлять цивилизованный мир. На предыдущее решение суда отреагировал Мировой конгресс украинцев, выступив с осуждением запрета на проведение митингов.

Почему у нас стало возможным следующее:

а) исполнительная власть обращается с иском в суд по поводу запрещения своему народу в конституционном праве на мирные собрания, предусмотренном статьей 39 Конституции Украины;

б) Фемида именем Украины покорно принимает решение о запрете на проведение массовых мероприятий гражданам Украины в столице?

Непосвященному кажется, что происходящее в нашей стране укладывается в конституционное поле. Однако, как говорят в народе, черти «зарыты» в деталях. Вот некоторые из них.

По состоянию на 18 часов 28.11.2010 решение Окружного административного суда Киева не обнародовано, например, на сайте www.vasu.gov.ua/.../local_district_administrative_... или другом (на сайтах интернета не размещено и предыдущее решение этого же суда от 22 ноября 2010 года). В соответствии со статьей 57 Конституции «законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными». Не думаю, что в суде не знают этой конституционной нормы, но ее не выполняют. Анонса же в телеролике или телестроке недостаточно для желающих ознакомиться с решением суда, оценить его.

Кто был ответчиком в суде, присутствовал ли он при рассмотрении иска КГГА, какая была аргументация «с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья граждан или защиты прав и свобод других людей». Где заявления других людей о нарушении их прав и свобод?

Для того, чтобы понять происходящее в Украине, я постоянно нашу страну сравниваю с какой-либо другой страной. Так случилось, что эти же электронные СМИ в ту же субботу, но чуть позже, сообщили, что по Италии прокатилась волна забастовок против действий правительства Сильвио Берлускони, в которых приняли участие шесть миллионов граждан Италии (вот это да!). В комментариях об итальянских забастовках (как и о других цивилизованных странах, кроме России и некоторых других постсоветских государств) никогда не упоминается, что суд запретил проведение забастовки, а непослушные граждане вышли на улицы и этим самым мешают работать власти, мешают иностранным гостям и так далее. У них ни исполнительная, ни судебная власти не посягают на конституционное право граждан на забастовку или другие массовые собрания.

Почему же у нас, в Украине, такое возможно? Ответы просты.

1. Укоренившееся пренебрежение Конституцией Украины, законами и другими нормативно-правовыми актами в первую очередь демонстрируют чиновники и судьи, и они пока не получают достойного ответа от зарождающегося гражданского общества в Украине. Кто из них услышит мой голос? Свои же действия чиновники должны укладывать в рамки части 2 ст. 19 Конституции Украины.

2. Имеющиеся неурегулированные жизненные вопросы остаются таковыми годами. Еще в решении Конституционного суда Украины от 19 апреля 2001 года №4-рп/2001 была предписана необходимость в законодательном урегулировании части 1 статьи 39 Конституции, ибо сроки не должны ограничивать «право громадян, а мають служити його гарантією і водночас надавати можливість відповідним органам виконавчої влади чи органам місцевого самоврядування вжити заходів щодо безперешкодного проведення громадянами зборів, мітингів, походів і демонстрацій, забезпечення громадського порядку, прав і свобод інших людей». И что же — в Верховной Раде за более чем девять лет так и не приняли соответствующий закон.

3. За превышение полномочий чиновник или судья при принятии удобного для власти решения у нас, как правило, не страдает и не несет ответственности. Для них стараются всегда найти нишу, а вот для простого гражданина — всегда закон. Безусловно, развитие гражданского общества должно на место ставить чиновника, судью. Но когда в Украине это произойдет? Возможно, в далеком будущем, с формированием гражданского общества.

Поэтому Украина не скоро станет Италией. А вот приблизиться к той же Италии можно только после осознания гражданами необходимости этого, в первую очередь — чиновниками, депутатами, судьями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать