Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Сомнительный акт...

Общественные деятели выступили с заявлением относительно полотен Альтомонте
21 мая, 2015 - 19:35
КАРТИНА МАРТИНА АЛЬТОМОНТЕ «БИТВА ПОД ВЕНОЙ»
КАРТИНА МАРТИНА АЛЬТОМОНТЕ «БИТВА ПОД ВЕНОЙ»

Передача государственного имущества — икон, церковных принадлежностей, старопечатных изданий, картин из музейной формы собственности в распоряжение тех или иных территориальных общин — дело не новое. В частности она особенно остро встала вокруг проблемы возвращения батальных полотен М. Альтомонте из Львовской национальной галереи искусств им. Б. Г. Возницкого в костел в небольшом западноукраинском городе Жовква. Именно эта тема поднималась и поднимается периодически и настойчиво. Она приобретает признаки актуальности и сейчас. В связи с этим считаем необходимым заявить такое.

Батальные полотна Мартино Альтомонте (Альтмоне, Гогенберг,1659—1745 гг.), «Битва под Веной» (8,06 на 8,13 м, 1688 г.) и «Битва под Парканами» (8,9 на 8,8 м, 1692 г.) созданы с целью увековечения победы коалиционных войск, возглавляемые польским королем Яном ІІІ Собеским над Османской империей под Веной (12 сентября 1683 г.) а, следовательно, под Парканами (современный город Штурово) в Словакии, 9 октября 1683 г.).

На сегодняшний день между украинскими и польскими исследователями до конца не решен вопрос: куда с самого начала предназначались для экспонирования упомянутые произведения — в залы Королевского замка или в костел св. Лаврентия в г. Жовква. В то же время точно известно, что немало победных трофеев и хвалебных картин находились в так называемом зале Венской славы Олесского замка.

На протяжении второй половины XVIII века, а особенно во время Первой и Второй мировых войн, практически все экспонаты времен Яна ІІІ Собеского были вывезены в Польшу, Литву, Россию, Германию и другие страны мира.

В крайне запущенном, пропитанном сыростью и пораженном грибком костеле св. Лаврентия, превращенном во времена советской власти в складское помещение, случайно и в плачевном состоянии остались лишь эти упомянутые произведения М. Альтомонте.

Их второе рождение связано с деятельностью незабываемого Бориса Возницкого. Именно ему принадлежит дело спасения картин от неминуемой гибели. Вместе с реставраторами тогдашней Львовской картинной галереи полотна немецко-итальянского мастера в конце 60-х годов прошлого века были перевезены в музейные помещения Олесска, где и произошла их первичная реставрация, а впоследствии — экспонирование.

Итоговые реставрационные работы на полотнах были завершены лишь в 2012 году в Польше согласно договоренностям, скрепленным договором, который был подписан польской и украинской стороной, — в лице Б. Возницкого. Согласно данному договору, картины после реставрации было предусмотрено вернуть в — подчеркиваем — экспозиционный фонд Львовской национальной галереи искусств.

Сказанное выше — фактический сторона проблемы, которая сегодня заключается в том, что исторические полотна уже во второй раз принудительно пытаются переместить из места их экспонирования в Олесском и Золочевском замках ЛНГИ в действующий костел св. Лаврентия в г. Жовква на том основании, что именно из этого храма они были забраны.

Сегодня процесс передачи картин в костел св. Лаврентия возобновлен без должного — с украинской стороны — изучения и обсуждения действий, что и отразилось в ненадлежащем освещении проблемы как перед общественностью, так и перед Министерством культуры Украины.

В связи с этим считаем необходимым подчеркнуть такие аргументы.

 На сегодняшний день картины «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» однозначно стали музейными реликвиями, как и другие произведения мирового культового, ритуального, военного, религиозного, монументально-исторического искусства, которые наполняют коллекции практически всех музеев планеты.

 Размещение исторических полотен М. Альтомонте в выставочных залах нынешних музеев-замков в Олесске и Золочеве как наиболее закономерное ввиду того, что именно эти замки непосредственно связаны с жизнедеятельностью Яна ІІІ Собеского: в Олесске будущий польский король родился как потомок польско-украинской семьи, а в Золочевской греко-католической церкви был крещен под именем Иван. Поэтому произошло восстановление своеобразной исторической справедливости.

 Венская победа под руководством Яна ІІІ Собеского является победой не только польского оружия. В коалиционном войске короля состояли австрийцы, немцы, хорваты, сербы, а украинские ополченцы вместе с казацкими отрядами в целом составили почти 2/3 всего армейского контингента. Этот факт выразительно подтверждает общность польско-украинской истории XVII века, а следовательно, он не должен быть односторонне истрактован. В конечном итоге, украинский акцент выразительно очерчен кистью М. Альтомонте.

 Открытые экспозиции в Олесском и Золочевском замках доступны самой широкой аудитории зрителей, туристов, студентов, школьников, исследователей искусства разных национальностей. Посещение упомянутых музеев-замков в среднем достигает около 80—100 тысяч человек ежегодно.

 Перемещение полотен «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» в действующий костел св. Лаврентия нецелесообразно учитывая их тематику — это произведения батального, а не сакрального содержания.

 Техническая сторона проблемы перемещения картин крайне опасна: очередная намотка-размотка произведений на валы, несомненно, обернется их очередным существенным разрушением.

 Передача полотен в действующий костел вступает в выразительное противоречие с национальными интересами государства Украина в сфере исторической памяти и сохранения памятников культуры. Красноречивым является и тот факт, что возвращение из музеев Польши во все тот же костел св. Лаврентия в Жовкве других ценных, вывезенных из храма предметов, таких как трофеи после венской битвы или «шата червоного кольору» из палатки великого османского визиря и т. п., почему-то не кажется польской стороне уместным в той же мере, что и «возвращение» в храм «Битвы под Веной» и «Битвы под Парканами».

 Именно коллектив галереи во главе с Б. Возницким спас картины от полного уничтожения: сейчас не существовало бы оснований спорить о них, если бы не самоотверженная деятельность украинских музейных работников. Дирекция галереи давно приняла решение о размещении полотен в экспозициях Олесского и Золочевского замков согласно действующему законодательству Украины в сфере музейного дела и культурно-художественной целесообразности. Аналогичную позицию относительно исторических картин занимают украинские отделы ICOM’а и ICOMOS’а.

 В том случае, если желанием польской стороны является возрождение пантеона славы польского оружия на базе костела св. Лаврентия в украинском городе Жовква, то с сожалением должны отметить, что данный акт весьма сомнителен с моральной стороны именно во время трагического кровопролития на востоке нашей страны в противостоянии путинской агрессии.

Перечень можно продолжить. Однако считаем приведенные аргументы достаточными, чтобы предотвратить необоснованное перемещение картин.

В то же время отмечаем, что целиком и полностью прекрасно понимаем деликатность проблем, которые здесь и там возникают на уровне урегулирования польско-украинских отношений в объеме культурного наследия обоих народов, безоговорочно отстаиваем идеи взаимопонимания, сотрудничества, паритета, преодоления устоявшихся в прошлом стереотипов мышления... В будущем перемещение картин могло бы состояться разве что в отреставрированный, обновленный Королевский замок в Жовкве, если ученые обеих стран придут к согласованному решению, а Министерство культуры Украины, владелец Львовской национальной галереи искусств им. Б. Г.Возницкого, своим приказом санкционирует соответствующее решение.

Юрий Шухевич, Роман Иваничук, Игорь Юхновский, Иван Вакарчук, Любомир Медвидь, Роман Лубкивский, Василий Вовкун, Нестор Гнатив, Богдан Козак, Степан Давимука, Игорь Калинец, Богдан Стельмах, Федор Стригун

Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments