Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Волынская трагедия: просим прощения и прощаем

Но нужно ли нам знать имена ее организаторов?
11 июля, 20:02

В ближайшие дни, а именно 14 июля, должно состояться событие в религиозной жизни двух соседних народов (украинского и польского), во время которого главы двух конфессий (с украинской стороны — греко-католической, с польской — римо-католической) от имени своих верян будут просить прощения друг у друга за события, совершенные на Волыни в 1943 г. Планируются также мероприятия государственного уровня, приуроченные к этим событиям.

Такие просьбы о взаимопрощении — это крайне необходимые действия, которые нужны для установления цивилизованных отношений между двумя соседними народами. Понятно, что альтернативы им не существуют.

Несколько дней назад на эту тему по одному из каналов украинского телевидения шла передача, в которой два известных в Украине лица (экс-президент Л. Кравчук и профессор М. Попович) также высказались за необходимость такого взаимопрощения. Кроме того, как стало понятно из констекста их выступлений, они считают, что на этом стоит поставить точку и прекратить обсуждение этого вопроса, поскольку детальное его исследование приведет к «роз’ятрюванню» ран, которые едва начинают заживляться.

Конечно, бередить раны в любом случае не нужно. Но возникает другой вопрос: должны ли быть названы организаторы этой трагедии? Потому что, когда мы их не называем, выходит так, что имеем преступления, имеем их исполнителей, но отсутствует наказание для тех, кто эти преступления организовывал и выполнял.

Отвечает ли прощение без наказания виновников нашей морали? Не будет ли давать это будущим политическим и государственным деятелям «карт-бланш» на повторение аналогичных преступлений?

Если мы говорим, что это отвечает нашей морали, тогда выходит, что и за преступления нацизма и сталинизма мы также — по аналогии — должны попросить друг у друга прощения, а имя организаторов этих преступлений не называть (пусть наши генералиссимусы и фюреры спокойно спят вечным сном!). Но, как известно, в свое время мировое сообщество с этим не согласилось: мы хорошо знаем, что организатором преступлений нацизма был А. Гитлер, а организатором преступлений большевизма — И. Сталин. К тому же соратники их также хорошо известны. Другое дело, что организаторов преступлений нацизма поименно назвали на суде в Нюрнберге, а организаторов большевистских преступлений, к сожалению, не судили еще до сих пор. Но имена, как видим, всем хорошо известны.

Если мы будем двигаться в том же направлении и дальше, то каждый из тех, кто совершил преступления против гражданского населения (а это разновидность преступления против человечности), будет знать, что в будущем его потомки будут просить друг у друга прощения и этим все и ограничится, а сами преступники останутся безымянными. Но это будет развязывать руки будущим политикам-преступникам или государственным лицам-преступникам, которые будут знать, что история все спишет с них по принципу: лес рубят — щепки летят.

Думаю, такая позиция является неприемлемой для гражданского общества как украинского, так и польского. По моему мнению, даже несмотря на возможность некоторого «роз’ятрювання» прошлых ран, мы должны обязательно назвать имена тех, кто стал организатором Волынской трагедии, причем независимо от того, с чьей стороны исходила такая инициатива — с украинской или с польской.

Мне кажется, что для этого на межгосударственном уровне правительствами Украины и Польши на паритетных принципах должна быть создана комиссия из историков (например, от Украины — из ученых Института истории НАН Украины) и работников служб безопасности (например, от Украины — из следователей Службы безопасности Украины), которые должны исследовать этот вопрос, указать первопричину, которая послужила толчком к убийствам среди гражданского населения, а также назвать имена организаторов этого преступления. При этом я имею в виду не рядовых исполнителей этого преступления (они были связаны военной присягой, хотя, в конечном итоге, выполнение преступных приказов также является пособничеством преступлению), а именно тех «высоких» чинов, которые принимали и издавали соответствующие директивы.

В наше время наказанием за волынские преступления должно быть не криминальное осуждение этих организаторов-преступников (предполагаю, что практически все они уже почили в Бозе), а предание огласке их имен. Это должно стать самым большим наказанием за десятки тысяч невинно убитых украинцев и поляков. Понятно, что это наказание морально частично упадет и на головы потомков этих преступников. Но преступление является преступлением, и наказание за него преступники — хотя бы в памяти своего народа — должны понести.

Готовы ли мы — украинцы и поляки — к преданию огласке имен наших преступников? Ведь называть преступников среди другого народа значительно легче! Готовы ли мы и после этого просить друг у друга прощения за десятки тысяч невинно убитых?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать