Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Независимое государство — независимая Церковь

В Киеве состоялся II Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую Поместную православную церковь»
13 июня, 2007 - 20:24
ФОТО УНИАН

В работе форума участвовали представители епископата, духовенства, монашества и верующих Украинской православной церкви Киевского патриархата, ученые, писатели и поэты, депутаты ВР, политики, журналисты и др.

Выступающие отмечали, что новая страница в истории украинского православия (и украинского общества) началась в 1990 году, когда Украинскую православную церковь впервые возглавил предстоятель в сане патриарха — патриарх Мстислав. Важным был 1992 год, когда Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и часть православных, возглавляемых митрополитом Филаретом, образовали независимую Украинскую православную церковь Киевского патриархата. Именно в те бурные годы было, как кажется, больше всего шансов для объединения всего украинского православия. Но так не случилось — в 1992 году состоялся молниеносно организованный Московским патриархатом Харьковский Собор (в его организации участвовали не только духовные лица московского истеблишмента), который поставил во главе так называемой УПЦ Московского патриархата митрополита Владимира Сабодана. Тогда Москва «завербовала» значительную часть украинского епископата (в руках «вербовщиков» было достаточно компрометирующих материалов — при советской власти почти каждый епископ РПЦ был вынужден сотрудничать с КГБ). В те времена украинское православие потеряло, в частности, обе исторических лавры — Киево-Печерскую и Почаевскую. Главной, однако, стала потеря единства — украинской церкви и украинского общества, — которое до сих пор не восстановлено. Грех разделения раздувается и сегодня — как людьми московской церкви, так и украинскими политиками, пекущимися о делах «единой и неделимой».

Но несмотря на все потери и препятствия, независимая поместная Украинская православная церковь Киевского патриархата — как сказал на форуме архиепископ Переяслав-Хмельницкий Димитрий — состоялась и постоянно развивается. Владыка подчеркнул, что в истории всех (без исключения!) православных церквей мира очень важную роль играл (и играет сегодня) один очень важный фактор — государство, от которого зависит становление и развитие Поместной церкви.

Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет напомнил присутствующим, что речь идет не просто о Поместной Украинской православной церкви (она фактически существует), а об образовании в Украине единой Поместной церкви. Это является историческим заданием, которое возможно реализовать только при поддержке государства. Об этом свидетельствует, в первую очередь, история православных поместных церквей мира — ни одна из них не образовывалась без императивной поддержки государства. Потому что государство всегда заинтересовано в независимой церкви не менее, чем сама церковь. (Иногда, однако, кажется, что «новорожденной» Украине вовсе и не нужна единая Поместная православная церковь! — К.Г.) По словам патриарха, все президенты Украины, якобы, понимали необходимость единой Поместной церкви. Леонид Кравчук часто говорил: «Независимое государство — независимая Церковь», а Леонид Кучма упоминал о необходимости единой УПЦ на всех собраниях.

Однако, по словам патриарха Филарета, только Президент Ющенко перешел от деклараций к действиям — он встречается с епископатами православных церквей, призывает церкви установить нормальные межправославные отношения и пр. Нипочем! УПЦ МП последовательно отказывается от любых переговоров и открыта только для «перебежчиков», готовых «покаяться» (В чем?!). Хотя патриарх Филарет уверен, что с политикой промосковского священноначалия согласны далеко не все батюшки и епископы УПЦ МП. Но они все еще боятся Москвы и, похоже, не доверяют кунктаторской политике правительства. Между тем в становлении Поместной Украинской православной церкви должны быть заинтересованы все граждане (если они являются настоящими гражданами!), все общество Украины. Ведь без Поместной независимой церкви возможно поражение украинской идеи.

Патриарх Филарет остановился также на недавно изданной историко-канонической декларации Архиерейского Собора «Киевский патриархат — Поместная Украинская православная церковь» (см. «День» за 08.06.2007). В этой книге систематически изложены — со ссылкой на каноны, на мнения и предписания Отцов Церкви и на исторические прецеденты — взгляды Киевского патриархата на главные причины разделения Украинской церкви. Патриарх рассказал, что эта книга будет переведена на русский язык — как для граждан востока Украины, так и для россиян, — а также будет разослана всем православным церквям мира. Патриарх уверен, что «Декларация» весьма посодействует пониманию ситуации в Украинском православии и докажет, что УПЦ КП принадлежит к Церкви Христовой, исповедует Православную апостольскую веру, следует канонам. В связи с этим патриарх Филарет сказал, что во Вселенском православии нет такой формулы, как «каноническая церковь», которую ввела в широкое употребление УПЦ МП. Патриарх остановился и на том, что большим грехом является также перекрещивание в церквях Московского патриархата тех перебежчиков, которые иногда переходят к Московской церкви.

Патриарх Филарет уверен, что Вселенский патриарх стоит на позиции Киевской церкви и даже начал было вести соответствующие переговоры с Московским патриархатом, но там — безнадежно. «Пока что!» —сказал патриарх. — Мы, однако, должны действовать, бороться, наступать!».

В общем, предстоятель Киевского патриархата констатировал, что хотя сегодня УПЦ КП никто не признает как автокефальную церковь, но никто не может возражать, что мы являемся церковью. Такая же судьба, как наша, была в свое время едва ли не у всех сегодняшних автокефальных церквей: начинается с самопровозглашения (поддержанного государством), потом — период непризнания (иногда на протяжении веков) церковью-матерью и, в конечном итоге — признание. Но всегда необходимо признание и поддержка государства, добросовестное выполнение канонов и Апостольских правил, а также — поддержка народа страны. О поддержке украинцами Киевского патриархата свидетельствует то, что за период 1992—2007 годов эта церковь выросла в 3,5 раза!

Обратился патриарх Филарет также к позиции УАПЦ. По его словам, большинство епископов этой церкви предало сегодня украинское дело. Дошло до того, что митрополит Владимир Сабодан назвал их «братской конфессией» (?!). Их тактика состоит в затягивании, в создании преград на пути к объединению.

В заключение патриарх Филарет еще раз подчеркнул обязательность участия Украинского государства в процессах создания единой Поместной церкви. Так же, как это делается сегодня, например, в Москве, где присоединение заграничной РПЦ было бы абсолютно невозможным без активного участия правительства и президента Путина. Свое выступление Патриарх закончил словами: «Будущее нашей Церкви зависит от нас!».

Советник Президента Украины доктор Александр Саган огласил собранию приветствие Президента, в котором, между прочим, говорится о том, что в украинском обществе Церковь всегда пользовалась большим уважением. Президент уверен, что «наши общие усилия преодолеют современные проблемы украинского православия».

Митрополит Львовский и Сокальский Андрей, секретарь Синода УПЦ КП, также остановился на историческом опыте — на том, что православные всегда получали признание и автокефалию для уже существующих церквей и, как правило, — при поддержке своего государства. Наши процессы становления Поместной церкви тормозит политическая пестрота Украины — сегодня почти нет надежды на поддержку всего общества. И поэтому почти все зависит от церкви, требует от нее титанических усилий. Каждый из нас должен работать в полную силу ради торжества Поместной Украинской православной церкви. И руководствоваться мы должны не статистикой, а тем, как заполнены наши храмы — именно это является главным показателем духовных и светских дел в Украине. Чем сильнее Церковь, тем больше к ней уважения, глас народа — глас Божий.

Митрополит Ровенский и Острожский Евсевий напомнил присутствующим, что все Вселенские Соборы созывались не церковными деятелями, а императорами Византийской империи. В Украине видим то же: когда после Берестейской унии здесь не осталось ни одного владыки, в дело вмешался Петр Конашевич Сагайдачный и уговорил Иерусалимского патриарха Феофана высвятить для Киевской церкви 5 епископов — так было сохранено Украинское православие. То же именно видим сегодня в Москве по делу с присоединением заграничной Церкви. Здесь одно неясно — почему Россия осуждает вмешательство светской власти Украины в церковные дела?

Всеукраинский церковно-общественный форум «За Украинскую Поместную православную церковь» принял несколько важных документов. В первую очередь, это обращение к Президенту Украины Виктору Ющенко. В нем, в частности, говорится: «Подавляющее большинство граждан Украины по своему вероисповеданию принадлежат к православию. Поэтому становление и развитие Поместной Украинской церкви не является исключительно внутренним церковным вопросом. История свидетельствует, что без должной Украинской Поместной православной церкви не может быть настоящей независимости Украинского государства. ...Глубоко убеждены в том, что причиной разделения Украинской Православной церкви является вмешательство в ее жизнь, в процесс ее становления внешних религиозных и политических сил, которые враждебно настроены к украинской государственности и желают ее ликвидации. Именно эти силы через привлечение спецслужб собрали и провели в мае 1992 года так называемый Харьковский Собор, на котором состоялся раскол не только Украинской церкви, но и было положено начало раскола самой Украины».

Был принят также текст письма «Его Святости Варфоломею, Архиепископу Константинополя — Нового Рима, Вселенскому патриарху». В нем, в частности, говорится, что «Поместный автокефальный статус Украинской церкви имеет твердую основу в церковных канонах (34 Апостольское правило, 17 правило IV Вселенского Собора, 38 правило VI Вселенского Собора и другие). От имени миллионов украинских православных еще раз сердечно просим Вашу Святость и Священный Синод Великой Христовой Церкви Константинопольской признать Украинскую Православную церковь Киевского патриархата как Поместную и Автокефальную Церковь Украины...».

Еще одно «Обращение» форума было адресовано православным епископам, духовенству и верующим Украины «с призывом действенно содействовать объединению Православия в Украине и утверждению Поместной Православной Украинской церкви... Между Киевским и Московским патриархатами в Украине, а также и УАПЦ, нет различия ни в исповедании веры, ни в догматах и канонах, ни в традициях богослужения. Причина разделения Православной церкви в Украине — это вмешательство в церковную жизнь внешних политических факторов, которые не желают видеть Украину крепким независимым государством... Считаем, что между православными Украины должен обязательно происходить плодотворный диалог с целью преодоления предубежденности в отношении друг к другу. Служим во славу Божью и во благо Украины!»

Клара ГУДЗИК, День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments