Это же большая глупость - хотеть говорить, а не хотеть быть понятым.
Феофан (Елеазар) Прокопович, украинский богослов, писатель, поэт, математик, философ

#Евровидение-2017: каким оно войдет в историю

Победителем стал португальский певец с трогательной джазовой балладой, а зарубежные журналисты называют уровень проведения конкурса Украиной «грандиозным»
15 мая, 2017 - 19:31
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«МУЗЫКА — НЕ ФЕЙЕРВЕРК, МУЗЫКА — ЭТО ЧУВСТВО»

В ночь на 14 мая стало известно, что «хрустальный микрофон» — главная награда конкурса, и «ключи» от Евровидения едут в Португалию. Участник от этой страны, 27-летний Сальвадор Собрал, победил с джазовой интимной балладой Amar Pelos Dois («Любовь за двоих») на португальском языке, которую написала сестра Сальвадора — Луиза Собрал. Он «неформатный» победитель для гламурного конкурса поп-музыки. В нем нет пафоса, он выступал без танцоров, светодиодов, софитов и другой техники, на дополнительной сцене, расположенной в центре зала, среди публики. «Евровидение» снова, как и в прошлом году в Стокгольме, отдало преимущество не яркому перформансу, а песне и ее исполнению. «Музыка — не фейерверк, музыка — это чувство», — сказал Сальвадор на пресс-конференции с «хрустальным микрофоном» в руках. Насколько поразительно такой подход контрастирует со стилистикой весельчака итальянца Франческо Габбани, до последней минуты фаворита букмекеров и большинства журналистов, аккредитованных на конкурсе; «сладостью» песни болгарина Кристиана Костова, который ради «лайков» обещал разбить награду в центре Москвы, и большинством других конкурсантов.

В разговоре с «Днем» один из португальских журналистов отметил: «Прекрасно, что в Киеве победил именно Сальвадор Собрал. У него красивая моральная история и сильный дух. Это настолько гармонизует и соответствует Украине, что в этом есть какая-то мистика. Рад, что победили не лоск и перформанс, а трогательность». К слову, нынешний победитель имеет значительные проблемы со здоровьем, о чем широкой публике стало известно за несколько недель до Евровидения. У Сальвадора врожденный порок сердца, но он максимально избегал этого вопроса на пресс-конференциях, чтобы не спекулировать на нем. До 7 мая, церемонии открытия Евровидения, вместо него репетировала сестра в черном мужском костюме.

ДЖУЛИ И МИШЕЛЬ ИЗ АНГЛИИ, СТРАСТНЫЕ БОЛЕЛЬЩИЦЫ ЗА ИТАЛИЮ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Неприятным является 24-е место — третье с конца — украинской группы O’Torvald. Одни иронически говорили о «дальновидности украинской команды, ответственной за национальный отбор исполнителя на Евровидение», — мол, они сделали все, чтобы Украина точно дважды подряд не принимала Евровидения. Другие отмечали, что O’Torvald — «музыкальный выбор украинского народа, в отличие от «Ґринджол», которых в 2005 году продвинули по политическим соображениям». Действительно, в национальном отборе песня O’Torvald безоговорочно стала лидером симпатий — и жюри, и украинских телезрителей. Поэтому это поражение нужно принимать достойно.

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

Зарубежные СМИ часто вспоминают запрет Украины россиянке Юлии Самойловой принимать участие в конкурсе, так как это первый подобный прецедент. Но в контексте не критики (запрет соответствует украинскому и международному законодательству), а констатации того, что Евровидение становится «жертвой сложной геополитизации». В конце концов, как отметило большинство обозревателей, без участия России это Евровидение стало только лучше. По словам российской журналистки «Радио Свобода» Елены Риковцевой, «о финале Евровидения в России не рассказал ни один из главных каналов. Такой бойкот. И это прекрасно. Это в тысячу раз лучше, чем если бы Россия вместе с Евровидением была в наших телевизорах, они бы обязательно нашли повод устроить истерику... Евровидение без России — это очень поучительный для нее опыт, что как легко без нее обошлись, вопреки ее любимой концепции, мол, куда вы без нас денетесь», — отметила она.

К сожалению, в финале конкурса в Киеве не обошлось и без некрасивой сцены. Во время выступления победительницы Евровидения прошлого года Джамалы, которая «привезла» конкурс в Киев, украинский пранкер Виталий Седюк с флагом Австралии на плечах выскочил на сцену и успел обнажиться на сцене. Одна из волонтерок Евровиденья Шарлотта Хмельницкая рассказала, что стащила со сцены провокатора не охрана, которая впала в «ступор», а обычный волонтер. «Кстати, на входе тоже «проверка» оставляет желать лучшего. Знаю случаи, когда полиция пропускала с шокером или газовым баллончиком, поэтому финал мог закончиться еще большим скандалом. А так Джамала осталась целой. Жаль, что подставили Австралию. Остается открытым вопрос: почему не среагировали операторы и режиссеры? Евровидение — хорошая арена для манипуляций», — отметила она. Седюк был сразу задержан стражами порядка, суд изберет ему меру пресечения — ему угрожает штраф или до пяти лет лишения свободы.

ИНВЕСТИЦИЯ В БУДУЩЕЕ

Но в конечном итоге зарубежные СМИ в своих обзорах финальной ночи вспомнили казус мельком, по большей части всего одной строкой. Намного больше писали о яркой победе португальца, особенностях номеров других конкурсантов и почему прогнозы букмекеров все-таки не оправдались. Без внимания медиа других стран не остался и тот факт, что параллельно с Евровидением в Киеве в Авдеевке произошел обстрел жилых домов. В частности, об этом написали Deutsche Welle, The Guardian, The Independent и другие. Но в целом лейтмотивом большинства впечатлений можно назвать фразу британского журналиста The Guardian Яна Фергюсона: «Музыка была намного лучше, чем за последние пять лет, в ней стало меньше глянца и примитива. Несмотря на «перелом континента»,  надежда на этот песенный конкурс остается. Это первое Евровидение в течение последних пяти лет, которое я действительно рад, что посмотрел».

«Необыкновенная архитектура, которой не надеялся увидеть. Европейский город и прогрессивные граждане, рад для себя открыть Киев», — поделился впечатлениями с «Днем» журналист из польской делегации. А греческий медийщик подчеркивает: «Само Евровидение, как по мне, проходит грандиозно, так как сцена, звук, организация фан-зоны — все на высоком уровне». «Все зарубежные журналисты, с которыми я общалась, приятно поражены украинским Евровидением и Киевом», — сказала «Дню» ведущая «Украинского радио» Галина Бабий. — Интересно сравнивать опыт Евровидения 2005 года, которое я тоже освещала, и 2017-го. Уровень невероятно вырос. Мы подошли к проведению конкурса по-взрослому, это чувствуется и внутри, это подтверждают и коллеги из других стран. Наше Евровидение не уступает предыдущим проведенным».

Впечатления журналистов, которые побывали в Киеве во время конкурса, радуют. «Столица Украины замечательная. Роскошная архитектура, богато украшенные церкви, прекрасные площади, и в самом центре — просторный бульвар, более прекрасный, чем Елисейские поля. Это прекрасная страна с хорошими и сильными людьми», — пишет обозреватель The Huffington Post. Также конкурс в Киеве называют самым «безопасным Евровидением в истории» и доказательством того, что «Украина — свободна от советской империи».

Такие отзывы стоили проведения Евровидения. Долгое время велись дискуссии о целесообразности больших расходов (организация конкурса стоила 30 миллионов евро. — Ред.), но в свете вышеупомянутого понимаешь, что целесообразно оценивать эту сумму как инвестицию. Инвестицию в имидж и уважение к себе как нации. Это импульс для экспансии нашего шоу-бизнеса в мире, а также создания информационного фона, который если не ломает стереотипы, то по крайней мере расшатывает общие представления остального мира об Украине.

Анастасия РУДЕНКО, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ