Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.
Генри Дэвид Торо, американский писатель, мыслитель, натуралист, общественный деятель

«ГРА» – по расписанию!

Третий всеукраинский театральный фестиваль-премия завершил прием видеозаявок
24 марта, 2020 - 16:11

Теперь эксперты пересматривают видео от театров, чтобы, по традиции, в Международный день театра 27 марта обнародовать лонг-лист. Что отличает нынешнюю ГРУ?

Прежде всего — радикально обновленный состав Экспертного совета. По Положению, он подлежит ежегодной ротации не менее чем на 20%. Но организатор фестиваля-премии — НСТДУ — поступил более радикально, обновив ее на 60%. Это справедливо — ведь глаз «замыливается», и чем дальше, тем нужнее свежий взгляд. Поэтому к «старожилам» — Анне Веселовской, Светлане Максименко (Львов), Людмиле Олтаржевской и автору этих строк в настоящее время присоединились музыковед, критик, журналист Юлия Бентя, театровед, критик, педагог, психолог Эльвира Загурская, театровед, педагог Елена Либо (Харьков), хореограф, культуролог, режиссер Виктор Рубан, театровед, журналист, специалист по PR Ольга Стельмашевская и журналист, культуролог, куратор художественных программ, блоггер Юлия Сущенко (наконец в Экспертном совете появился представитель Одессы).

Также признаком ГРА-GRA (GreatRealArt) становится стабильность. В первый год поступило 70 заявок, на второй и на третьей — поровну, по 83 (напомню, пока участвуют премьеры 2019). Но, согласитесь, прошлогодние 83 и нынешние 83 — это, так сказать, разные 83. Недостаток или даже отсутствие финансирования, тревожные ожидания, эпидемия (а последние заявки направлялись уже во время карантина) — и 68 театров и 15 общественных организаций, представляющих 20 городов Украины и чувствующих себя частью общетеатрального пространства и сообщества. Что перевесит на этих весах? Сегодня преобладает сплоченность, которую дай Бог сохранить в дальнейшем.

Состав участников ГРЫ — вещь переменчивая. Кто-то включается в процесс, кто-то возвращается после паузы, кто-то, наоборот, эту паузу берет. Новые «игроки» (что особенно приятно) — две национальные театры, Львовский им. М. Заньковецкой и Киевский Молодой, а также Черновицкий театр им. О. Кобылянской, «Берегиня» из Киева, Полтавский театр кукол с инклюзивным проектом, многие негосударственные коллективы (и такие известные, как харьковские «Прекрасні квіти», «Нафта», «Мадригал»,  киевский ProEnglishTheatre, и новые, как TerraIncognita из Мариуполя). Вернулись Харьковская Восток-Опера, OpenOperaUkraine, Житомирский им. И Кочерги, Луганский украинский музыкально-драматический с базой в Северодонецке...

Однако ни одного театра из Луцка, Кропивницкого, Дрогобыча — нет, как и не было. Количество национальных театров в ГРА неуклонно растет — с 4-х в 2018-м до 8-ми сейчас, но Киевские Опера и Русская драма еще держатся, как теперь модно говорить, «в самоизоляции».

Еще одну тенденцию можно определить корявым, но точным термином «камернализация». По причинам или экономическим, или творческим театры чаще предпочитают малоформатные спектаклит. Поэтому за эти годы номинация «за лучший драматический спектакль» потеряла четверть участников (с 20-21 — до 16), а «за лучший камерный спектакль» разрослась в полтора раза (19 — 21 — 30). Это частично можно объяснить тем, что большая сцена часто работает «на кассу», а на малой часто, так сказать, «отводят душу», поэтому и представляют ее охотнее. Тем более ценно то, что верность «большому стилю» сохраняют не только Киевский театр им. И. Франко (что понятно), Театр драмы и комедии и Театр на Подоле (хотя их сцены, скорее, «мидл», чем «смарт»), но и Полтавский им. Гоголя, Одесский им. В. Василько, Сумской им. М. Щепкина, Театры им. Леси Украинки из Каменского и Львова, а также Хмельницкий им. М. Старицкого и два театра из Николаева — Украинский драмы и музыкальной комедии и русский.

...Итак, обнародование 27 марта лонг-листов ИРА знаменовало собой завершение I этапа и начало второго, который должен включать в себя просмотры спектаклей вживую и объявления шорт-листа, запланировано на 10 июля.

Трудно сказать, насколько возможно будет это осуществить — здесь не знаешь, что тебя ждет завтра. По крайней мере, понятно, что основываться на видео и в дальнейшем — плохая идея. Лучше дождаться возможности увидеть все собственными глазами, а в целом — решать проблемы, как говорится, «по мере поступления».

Что бы там ни было — но неотвратимо наступит 27 марта, будет День театра, и будет лонг-лист ГРА!

Анна ЛИПКИВСКАЯ, глава Экспертного совета II Всеукраинского Театрального фестиваля-премии «ГРА- GRA», специально для «Дня». Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ