Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бердичевское паломничество

09 августа, 00:00

Услышав название «Бердичев», большинство из нас свяжет его в своем воображении с «маленьким Иерусалимом», наиболее известным еврейским городком Украины. И действительно, уже с очень давних времен Бердичев ассоциируется с неповторимым еврейским колоритом, старинными религиозными традициями хасидов, своеобразной архитектурой.

Однако есть еще одно лицо Бердичева — католическое, не менее уникальное и интересное. Ежегодно в июльские дни этот небольшой город на Житомирщине привлекает к себе тысячи паломников, и не только из Украины, но и из многих европейских стран. Они идут поклониться чудотворной иконе Божьей Матери в монастыре Босых Кармелитов.

История паломничества уходит в XVII век. Именно тогда, чудом спасшись от турецкой неволи, владелец Бердичева князь Януш Тышкевич решил в благодарность Богу построить храм. Восемь лет продолжалось строительство, и в 1642 году «дольный» (подземный) костел Святой Марии был торжественно освящен. Тышкевич подарил храму икону Божьей Матери, которая издавна хранилась в его семье и считалась чудотворной. Тогда же в Бердичеве было основано монашеское сообщество Босых Кармелитов (один из орденов католической церкви), которому был передан храм и земли вокруг него.

Уже в середине XVII века слава о чудотворной иконе распространяется далеко за пределы Речи Посполитой. Бердичевскую Мадонну называют заступницей города и всей Украины. Количество паломников, которые стремятся поклониться святыне, ежегодно растет. Сведения о выздоровлении и исцелении кармелиты записывали в специальную книгу. Примечательно, что среди выздоровевших, как указывает эта книга, были верующие не только католического обряда, но и православные, и греко-католики.

В начале XVIII века возник вопрос о строительстве нового монастырского храма, потому что у «дольного» костела были довольно небольшие размеры. В 1739 — 1754 годах над нижним храмом был возведен величественный архитектурный комплекс — кафедральный собор, две башни-колокольни, кельи. Окруженный толстыми каменными стенами, монастырь был в то же время неприступной крепостью. Вновь возведенный храм Девы Марии, над которым работали польские, немецкие, итальянские мастера, сравнивали с собором Святого Петра в Риме.

Параллельно со строительством местная духовная и светская власть начали ходатайство перед Ватиканом по случаю коронации чудотворной иконы. Следует заметить, что коронование икон от имени Папы Римского — довольно редкое явление в католической церкви, потому что самому процессу возложения корон предшествует весьма тщательная процедура проверки чудодейственных свойств (опросы свидетелей, исцеленных, многочисленные совещания духовенства), и только потом — решение принимает Папа. Сейчас в мире насчитывается 18 католических коронованных икон, а в XVIII веке их было вдвое меньше.

Поэтому можно представить, с каким душевным трепетом ожидали решения Рима прихожане храма Марии. И вот, в 1753 году Папа Бенедикт XIV дал разрешение на коронование иконы, послав две золотые короны (на иконе Мария изображена с младенцем Иисусом). Знаменательное для города событие — коронация бердичевской Богоматери — состоялось 16 июля 1756 года. О значимости события говорит тот факт, что на церемонии присутствовали более пятидесяти тысяч паломников (это при том, что население самого Бердичева тогда достигало 3 тысяч человек).

С тех пор паломничества становятся ежегодными, хорошо организованными, многочисленными. Поклонение чудотворному образу проходило в воскресенье, ближайшее к дате 16 июля — годовщине коронации. Бердичев начинает бурно развиваться и расти, — ведь ежегодное посещение его тысячами гостей-паломников содействовали расцвету многих ремесел, промыслов, торговли — основных занятий еврейского населения, которое в XVIII — XIX вв. составляло 70 — 80% жителей города. Уже в середине XIX века Бердичев входил в тройку крупнейших городов Украины, уступая только Одессе и Киеву. А по количеству купеческих фирм вообще был лидером в Российской империи!

Однако были в истории кармелитского монастыря и трудные времена. После поражения Польского восстания 1863 года начинается закрытие польских школ, гимназий, и понятно — костелов. Не обошла эта волна и Бердичев. Власть Киевской губернии сначала отобрала у монахов храмы — для своих хозяйственных потребностей, а впоследствии был упразднен и сам монастырь. Вновь возродился он в 1918 году — с разрешения гетмана Павла Скоропадского. Однако ненадолго — в 1926 году уже советская власть закрыла монастырь, устроив на его территории краеведческий музей. Чудотворная икона была выставлена как экспонат антирелигиозного раздела музея. «Дольный» костел переоборудовали под кинотеатр. Таким образом, архитектурный комплекс избежал печальной судьбы многих разрушенных в 20 — 30 гг. XX века церковных сооружений.

Во время захвата Бердичева фашистами в июле 1941 года в музее вспыхнул пожар. Тогда же таинственно исчез чудотворный образ. Вероятнее всего, он погиб в огне (хотя, существует версия, что икона была спасена и сейчас находится в одной из частных коллекций в Польше).

В советские времена об организованном паломничестве не могло быть и речи. Однако ежегодно 16 июля под стенами бывшего монастыря можно было увидеть людей, которые стояли в молчаливой молитве. Это были верующие из Западной Украины, Беларуси, Прибалтики — прихожане кармелитских храмов, которые помнили о бердичевской святыне. Монастырские здания, отремонтированные в 70-х годах, служили для различных нужд: хозяйственные помещения ПТУ, склады, художественная и музыкальная школы.

В начале 90-х годов кармелиты вернулись в Бердичев. Местная власть, идя навстречу многочисленным просьбам католической общины, передала монахам оба храма. «Дольный» костел (которому ныне — 360 лет!) уже восстановлен, реставрация верхнего храма продолжается. «Свято место пусто не бывает» — это и о Бердичеве также. Паломники опять, как и столетие назад, ежегодно идут в город поклониться иконе Богоматери (копию старого образа создала в 1991 г. краковская художница Божена Муха-Совинская). Новая икона уже имеет свою историю. В 1997 году в Кракове ее лично освятил Иоанн Павел II, а 19 июля 1998 года с разрешения Понтифика состоялась торжественная церемония коронации иконы. На празднике присутствовали высшие католические священники Украины, иностранные дипломаты, народные депутаты, а также 15 тысяч паломников. 24 июня прошлого года, во время богослужения на киевском спорткомплексе «Чайка», которое провел Папа Римский Иоанн Павел II, алтарь украшала именно бердичевская Мадонна — самая большая католическая святыня Украины.

Паломничество этого года, уже одиннадцатое, юбилейное — 10 лет назад, в июле 1992 г. сотни паломников прибыли в восстановленные храмы — впервые за 65 лет.

Ежегодно в июле я приезжаю на свою малую Родину — в Бердичев. Крещенный в православном храме, не могу и не хочу разделять ветви христианства. Поэтому праздник в кармелитском монастыре — это и мой праздник.

20 июля, суббота. В этот день большие группы паломников из Житомира, Верхивни, Казатина, Чуднова ближе к вечеру входят в Бердичев. На дворе храма, около стен монастыря — сотни жителей Бердичева, которые встречают паломников. Все ожидают прихода наиболее многочисленной группы, которая преодолевает самый длинный путь — из Хмельницкого (а туда съезжаются паломники из Украины, Польши, Беларуси, Литвы, Чехии). Эти «пилигримы веры» самые выносливые — за шесть дней они преодолевают 170 километров, проходя через Староконстантинов, Острополь, Любарь, Иванополь.

И вот оно — радостное мгновение! С пением и молитвами путешественники входят на площадь перед храмом. Дошли! Повсюду — счастливые лица, приветствия, объятия. Большинство паломников — молодежь. Слышна украинская, английская, польская, русская речь. Кое-кто, даже не отдохнув, медленно спускается по лестнице в нижний храм — поклониться святыне.

В воскресенье, 21 июля, состоялось событие, ради которого и преодолевали свой путь паломники — поклонение чудотворному образу. Праздник собрал у храма несколько тысяч человек — не только католиков, но и православных, греко-католиков, просто неравнодушных людей. И, по- видимому, все присутствующие согласились с призывом Апостольского нунция Николая Этеровича, который проводил праздничную мессу — молились в этот день не только за католиков, а за всех христиан, за всех людей доброй воли.

...Под вечер паломники разъезжались, чтобы через год опять прийти в Бердичев — украинский город, «еврейскую столицу», христианскую святыню.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать