Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Биография «гильотины Украины»

27 июня, 00:00

Ветры истории сдувают с постаментов памятники. В начале 90-х пали гипсовые Ильичи — «жертвы» времен демократии. Осенней листвой слетела с мемориалов бронза — цветной металл на алтарь рыночных реформ. Tempora mutantur (времена меняются)... И мы меняемся с ними.

«Где здесь улица Чорновила»? — спросила молодая женщина в столичном троллейбусе. «Мы по ней едем», — ответили ей. «Нет, это улица Косиора», — вмешалась какая-то старушка. «Была Косиора», — заметили пассажиры. А старушка свое: «Почему была? Когда-то она называлась Кадетское шоссе, потом — Героев Стратосферы, потом...» Отозвался кондуктор: «Не спорьте. Теперь Косиор — это Чорновил». Установилась тишина. Кое-кто улыбнулся, а старушка покачала головой: «При Союзе могли бы и посадить». Услышанное в троллейбусе вспомнилось не случайно: листаю только что изданную книгу о Всеволоде Балицком — многолетнем шефе ГПУ-НКВД советской Украины.

Телевидение именно в эти дни транслирует футбольные баталии из Японии и Кореи. Россия проиграла... «Загибель: обставини, наслідки, версії» — нет, это не отчаяние фанатов команды Олега Романцева, это название раздела в книге Юрия Шаповала и Вадима Золотарева «Всеволод Балицький: особа, час, оточення» (К.: Стилос, 2002). Эх, классный был тренер Валерий Лобановский! Его именем теперь назван стадион «Динамо» в Киеве. А 13 июля 1937 года, как пишут соавторы нового научного издания, «... Политбюро ЦК КП(б)У утвердило постановление Киевского обкома КП(б)У о снятии со стадиона «Динамо» имени Балицкого и предоставления ему имени т. Ежова». Интересная все- таки штука — история.

Название нового издания очень точно и емко передает содержание, а общий тон определяют вынесенные в эпиграф выражения: «Несправедливість будь-де загрожує справедливості повсюди» (Мартин Лютер Кинг), «Зле і кату, зле і жертві...» (Василий Стус).

Красавец-блондин, спортсмен, орденоносец, участник 500-километрового перехода на лошадях (1929 г.) и авиаперелета по маршруту Москва — Тегеран — Москва (1926 г.), за который, кстати, получил орден Красного Знамени, — чекист Балицкий. Он же — «гильотина Украины», именно так в свое время назвал верного дзержинца нарком образования УССР Николай Скрипник. Последний, как известно, не выдержал постоянной травли и в 1933 году покончил с собой, а «гильотину» впоследствии сломали в Москве соратники «в ежовых рукавицах» (по официальной версии, Всеволода Балицкого расстреляли в ноябре 1937-го).

Авторы биографического исследования, опираясь на уникальные документы и материалы, впервые подробно воспроизвели основные этапы жизни высокопоставленного чекиста, показали его роль в формировании большевистской тайной полиции. Не обошли вниманием и некоторые сомнительные свидетельства, которые касаются гибели обвиненного в «заговоре» экс-наркома. Например, бывший узник ГУЛАГа Пантелеймон Василевский вспоминает, что в 1939 году в Коми АССР вблизи Печоры «Балицкий вынужден был сам себе набросить петлю на шею перед своими бывшими жертвами — харьковскими чекистами, которых он в свое время посадил и истязал». И хотя в печорских лагерях не обнаружены следы «харьковских чекистов», безоговорочно отбрасывать этот рассказ исследователи не советуют.

До сих пор о руководителях, которые в Украине при коммунистическом режиме определяли направления и содержание деятельности карательных органов, известно очень мало (чего не скажешь о сталинских наркомах союзного масштаба — Генрихе Ягоде, Николае Ежове, Лаврентии Берии и других). Всеволод Балицкий занимал руководящие должности в чекистских органах Украины 18 лет (с небольшим перерывом). «Он не был тривиальным казнокрадом, — утверждают авторы нового издания, — хотя при этом пользовался возможностями своего служебного положения. Он не был «чекистским Казановой» (история ЧК-ГПУ-НКВД знает худшие примеры), хотя не был и пуританином». Нельзя утверждать и того, что В. Балицкий — безоговорочный фанатик коммунистических идей, хотя он всю жизнь стоял на их страже.

Спокойно, без «обличительной» риторики в книге рассказано о человеке, который преданно и профессионально служил режиму. Если учесть, что ВЧК- ГПУ-НКВД играли не последнюю роль в политической борьбе, в осуществлении великих социально-экономических преобразований, то поднятая исследователями «целина» — важный шаг на пути постижения специфики большевизма. Пусть не исчерпывающе, но в контексте темы Юрий Шаповал и Вадим Золотарев попытались осмыслить механизм функционирования ЧК-ГПУ-НКВД в тогдашнем государстве. Именно таких исследований — объективных, углубленных — пока что не хватает для понимания природы и самой сути коммунистической системы.

Короля, как известно, играет окружение. Большой плюс этого издания — представленные в тексте сведения о соратниках Балицкого, о их карьерах, наградах, образе жизни, а также напечатанные во второй части книги сжатые биографические сведения о чекистах. Не представляется лишней информация о структуре репрессивных органов, приказах и директивах, которыми руководствовались бойцы невидимого фронта. Все это — своеобразный фон большой картины, в центре которой — колоритная фигура «украинско- русского» комиссара госбезопасности (в различные годы в анкетах Всеволод Аполлонович записывался то русским, то украинцем). Родным же языком уроженец Верхнеднепровска на Екатеринославщине считал все- таки русский.

Не чужды подчиненным бывшего всесильного наркома были свинцовое слово «товарища маузера», запрещенные методы ведения следствия, фальсификация дел... Документально подтверждено, что в расследовании ряда таких дел непосредственно принимал участие и В. Балицкий. Поэтому и отказ в реабилитации «гильотины Украины» остается неизменным с конца 50-х годов, когда старенькая мать комиссара в письме в военную прокуратуру просила пересмотреть дело ее сына.

Труд украинских исследователей — это реалистически выписанное, не искаженное одноцветностью полотно эпохи. Краски для него (факты, иллюстративный материал) авторы собирали не один год в отечественных архивах и за границей. Остается надеяться, что издание, рассчитанное на специалистов и всех, кто интересуется прошлым, станет одним из шагов к написанию настоящей, полноценной истории коммунистических спецслужб в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать