Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От символистских стихотворений к приключенческим рассказам

Серия «Расстрелянное Возрождение» издательства «Смолоскип» пополнилась произведениями Олексы Слисаренко
20 апреля, 12:17

Произведения упорядочены известным литературоведом Верой Агеевой. Это был один из самых непостоянных авторов десятых-двадцатых годов, его стилистические трансформации имели откровенно сногсшибательный характер, что в литературе всегда интересно, а главное показательно.

Олекса Слисаренко родился в 1891 году на Харьковщине. Работал агрономом. Воевал в Первой мировой войне, а затем ушел с фронта, жил в Киеве и Харькове, в политических событиях участия не принимал. В литературе Слисаренко дебютировал как поэт, начал печататься в 1910-х годах.

Сначала он был символистом и принадлежал к литературным группировкам, в которых это направление преобладало, — «Біла студія», «Музагет». Характерно даже название первой книги Слисаренко — «На березі Кастальському». Несколько текстов из нее можно прочитать и в нынешних избранных произведениях. Олекса Слисаренко всегда писал неровно, в его творчестве открытия настойчиво чередовались с банальностью. Однако уже в первом сборнике заметны прорывы, например, такие строки:

«Над могилами самогубців
Уночі схилявся Білий Ріг,
Над могилами синєгуб цвів
І ніяк одцвісти не міг...»

Жаль, что именно этого стихотворения нет в «смолоскиповском» издании, однако там есть другие интересные произведения из символистского периода творчества поэта, в частности «Черничка» — эта поэзия в свое время очень понравилась Николаю Зерову, в целом не склонному к большой комплиментарности в суждениях о коллегах по цеху.

В начале двадцатых Олекса Слисаренко резко, можно даже сказать мгновенно, изменил собственную поэтику. Вчерашнего искателя оттенков и метафизических параллелей было не узнать:

«Місяця набряклий живіт
Проткну електричними вилами.
Кендюхи змотаю на мотовило,
Старанно вимию кишки
Од поетичної начинки...»

Слисаренко увлекся относительно новым и сравнительно модным авангардом. В конечном итоге, подобный стилистический кульбит раньше исполнил и сам Михайль Семенко, однако его переход от символизма к футуризму был не таким стремительным. Олекса Слисаренко некоторое время активно принимал участие в футуристических организациях и изданиях. В «Избранных произведениях» авангардный период его творчества представлен детальнее, чем символистский. Здесь — как сугубо декларативные, художественно маловыразительные, навязчиво риторические произведения, так и оригинальные, яркие вещи, к примеру, «Ріки з асфальтовими берегами» и «Подохли солов’ї». К слову, авангардные стихотворения Олексы Слисаренко после двадцатых годов почти не публиковались, поэтому можно было в принципе больше их включить в книжку, но, по-видимому, вопрос объема тоже сыграл свою роль — издание и так получилось довольно объемным.

Но основную часть книги составляют прозаические произведения. Где-то в середине двадцатых проза почти полностью вытеснила в его творчестве поэзию. Тогда же Слисаренко отошел от футуристов и авангарда, хотя еще иногда позволял себе небольшие формальные трюки. А в целом работал в направлении «авантюрной прозы». Профессор, литературовед Вера Агеева в предисловии объясняет, что послереволюционная реальность в Украине была просто создана для приключенческих текстов — один опыт гражданской войны что стоит! А еще удивительные социальные эксперименты, радикальные изменения в жизни многих общественных групп... Однако тогдашние критики сетовали: мало писателей работают над сюжетом, не говоря уже об остросюжетности. По словам Агеевой, именно Олекса Слисаренко стал одним из главных авторов подчеркнуто сюжетной прозы в тогдашней украинской литературе. В «Избранных произведениях» можно прочитать несколько десятков его новелл, две повести и один роман. Преимущественно это парадоксальные, интригующие, временами анекдотические истории, так или иначе связанные с революцией или гражданской войной. Часто — невероятные приключения «маленьких людей» в водовороте малопонятных для них исторических событий.

Что же касается романа («Черный Ангел»), в нем приключения и перестрелки образуют весьма монументальную эпическую картину революции на материале небольшой группки персонажей, очутившихся в заброшенном бывшем имении среди полесских болот, классических братьев по разные стороны баррикад: правоверного революционного фанатика, женщины, которая убеждениями предана красным, а сердцем — украинскому атаману, скептика, который хочет избежать участия в бесперспективной кровавой каше, крестьян, которые просто отчаянно ищут физического спасения... «Черный Ангел», бесспорно, одна из удачных разработок революционной темы.

После периода дружбы с футуристами Олекса Слисаренко пришел к ВАПЛИТЕ. Аполитичный человек, в этой организации он таки «вляпался» в политический скандал. Именно ему пришлось «дискутировать» со священной коровой советской литературы Максимом Горьким, когда тот в негодовании отказался от перевода своего романа «Мать» на украинский язык, потому что, мол, незачем делать из говора отдельный язык, да еще и в то время, когда нормальные люди наоборот стремятся сотворить «всемирный язык». В тридцатые годы Слисаренко это конечно вспомнили. В 1934 году его арестовали. Как и большинство, он «сознался», что принадлежал к «контрреволюционной организации», затем отказался от своих показаний, получил десять лет Соловков, а в 1937-ом его расстреляли в Сандармохе.

Составительница «Избранных произведений» этим и другим биографическим, историческим нюансам уделила меньше внимания, чем самим произведениям. С одной стороны, по этой причине «за бортом» оставлено немало интересного, познавательного и не менее остросюжетного (чем новеллы Слисаренко) материала. Со второй — таким образом появилась возможность больше сосредоточиться на самих литературных текстах автора, придать им больше веса. Что в условиях хронической недопрочитанности произведений XX века — вещь очень существенная. Впрочем, в конце книжки читатель найдет и некоторые биографические сведения, критические тексты, примечания, библиографию, а также фотоматериалы. Нужно сказать, Олекса Слисаренко на них выглядит неожиданно элегантно для «пролетарского мастера».

Олекса Слисаренко. Избранные произведения. — Киев: Смолоскип, 2011. — 872 с.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать