Если человек не встанет с колен, то недалеко он сможет пройти.
Иван Драч, украинский поэт, переводчик, киносценарист, драматург, государственный и общественный деятель

Злые гении Ярослава Мельника

Писатель представил сборник новелл, рассказов и повестей «Чому я не втомлююся жити»
19 марта, 2015 - 15:07

Придя к определенному этапу в своем развитии, человек начинает уничтожать все, что его окружает. «Человеческое, слишком человеческое», сформированное многочисленными табу, разными переживаниями, комплексами и травмами, однажды начинает громко говорить. Этот процесс завершается планетарной трагедией. Человек, показанный в книге новелл, рассказов и повестей «Чому я не втомлююся жити» Ярослава Мельника, скрывает в своем естестве ужасные орудия массового уничтожения. То, что когда-то породил Бог, таки должно исчезнуть, однако на этот раз уже по воле человека. Вероятно, именно так он стремится приравняться к Богу. Стремясь познать абсолютную свободу, человек сходит с ума — человеку все же не дано понять волю Бога, а тем более справиться с тем, что не знает ограничений.

•  Эта книга не типичная для современной украинской литературы. В ней представлено несколько философских тем, которые до сих пор таким образом не были озвучены в нашем писательстве. Я. Мельник смело и в то же время откровенно говорит о том, что все превращения человека, все его стремления к перерождению или бессмертию обязательно завершатся самоуничтожением. И даже ирония не спасет. Человек — опасность в себе и для себя. И, желая во что бы то ни стало сохранить жизнь, он все равно является самым большим деструктором, который когда-либо появлялся на этой планете. Даже если когда-то человек и увидит Бога, то он все равно ему не поверит. Однако оправданием собственного величия будет созерцание за тем, как погибает мир, погибает планета от руки одного безумца. Человек же упивается массовым уничтожением, считая себя режиссером вселенского действа смерти.

Герои Я. Мельника живут не по собственной воле и против законов жизни. Они предпочитали бы оборвать собственную жизнь, потому что чувствуют, что вокруг них — абсурд и безумие, массовый психоз, галлюцинации и маниакальная депрессивность. Они могут убить того, кто покушается на них, однако со временем трагедия забывается, жизнь начинает протекать так, словно смерти и не было. «А через год я вообще все забыл. Даже удивлялся, что так мучился, что я убийца. То есть осталось неприятное чувство, но больше этих воспоминаний, как умирал, плача, человек, в нашей спальне, не появлялось. Да и в той его семье смирились, привыкли жить без сына и отца. Некоторое время еще стояла перед глазами одинокая старая мать и та девочка с распухшим носиком, а затем и они исчезли».

Жизнь для героев книги, очевидно, навсегда потеряла смысл. Даже ирония больше не спасает. Я. Мельник создает образцы блестящего «черного юмора» и «черной иронии» (которые основываются на рассказе «Інфаркт». Однако смех уже не может поднять человека над приземленностью серого бытия. Все рассказы объединены общей темой — желанием человека уничтожить мир. В них много игрового, однако чувствуется и какая-то тотальная обреченность человека будущего. Потому что «норма» жизни может предусматривать и убийство другого, который случайно зашел на твою территорию. А выход за рамки норм обязательно должен завершиться тотальным уничтожением мира. Причем кнопка смерти будет спрятана особым образом.

•  Я. Мельник не похож ни на кого в украинской литературе, а его новая книга могла бы быть воспринята как перевод произведений какого-то современного британского писателя. Прекрасный материал для Б. Камбербетча. Смесь блестящей иронии (порой «черного юмора») и глубокого отчаяния от познания человеческой сущности, которая хочет катастрофы, чтобы только встретиться с Богом.

Центральная повесть книги — с тем же названием «Чому я не втомлююся жити» — о будущем, в котором на специальных «фабриках» будут выращивать корпов, особенных животных с человеческими телами. Человек может выбрать себе любое тело и, соответственно, жить вечно. Чудо трансплантаций завершилось тем, что внуки стали дедами для своих родителей, а с течением времени все кровные связи угасают и теряются в потоке новых тел. Система традиционных ценностей и традиционные представления о природе вещей распадаются. Герои Я. Мельника могут перерождаться и фактически, они уже боги. Они овладели эликсиром бессмертия, только вот, имея этот подарок высоких технологий, человек все равно чувствует какую-то пустоту и нереализованность. «С изменением тела прежние связи ослабевали, разрушались — и ничего нельзя было сделать: общество, люди платили высокую цену за условное бессмертие. Я потерял свою мать из вида ближе к семидесятилетнему возрасту — и даже перестал о ней думать как о живой. Она была красивой молодой женщиной в расцвете сил, которая жила своей бурной жизнью, я же становился все более старым и больным и только и ждал, что рекомендации Большого консилиума, который должен был рано или поздно оценить мой организм как изношенный и направить на пересадку мозга».

•  В человеческой сущности, как показано в рассказах, заложен механизм самоуничтожения. Человек боялся признаться себе в том, что он — самый больший деструктор, самая большая ядерная угроза для всего сущего. Внутри человека есть что-то черное, а потому все пространство антропоса, все, построенное вокруг человека ради его блага, обречено на смерть. Человек не нуждается в благах, он нуждается в понимании. А понимание в этом мире невозможно. Как миллиардеру-диктатору понять кого-то, кто на обочине жизни? Большие возможности, данные человеку с развитием технологий, порождают лишь еще большие проблемы. Потому что человек — самое подлое из всех существ, и он ищет все более причудливые формы уничтожения мира, а заодно и Бога.

В финале рассказа «Інфаркт» хорошо дается прочувствовать, что Бог таки существует. Вопреки представлениям человека. Вопреки человеческому незнанию, ограниченности, глупости и жестокости. И сколько бы люди не играли с миром, доводя его до грани глобальной катастрофы, Бог все равно способен построить множество таких миров. Но только захочет ли, видя, какими являются его же плоды? Человек, родившись из божественного замысла, на определенном этапе захочет убить Бога. А впоследствии — и себя.

Мельник Я. Чому я не втомлююся жити. — Харків: Клуб Сімейного Дозвілля, 2014. — 208 с.

Дмитрий ДРОЗДОВСКИЙ
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ