Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Украине следует требовать возмещения убытков от потери кораблей»

Президент ассоциации «Украинские оборонные технологии» — о будущем нашего флота
28 марта, 10:51
ФОТО РЕЙТЕР

Украина лишилась последнего военного корабля из тех, что оставались в Крыму: 25 марта сепаратисты (или же российские военные) захватили тральщик «Черкассы». По данным Центра военно-политических исследований, российский флаг был поднят над 51 украинским кораблем. В составе же военно-морских сил Украины осталось 10 кораблей и судов, из которых боевые корабли — фрегат «Гетман Сагайдачный» и артиллерийский катер «Скадовский». Флагман ВМС перебазировался в Одесский морской порт. Туда же был передислоцирован десяток единиц корабельного состава Севастопольского и Ялтинского отрядов морской охраны, а керченскую группу увели в Бердянск.

Как сообщил журналистам заместитель начальника Главного командного центра ВСУ генерал-майор Александр Розмазин, сейчас ведутся переговоры о возвращении аннексированных кораблей. Сможет ли Украина добиться возвращения захваченных кораблей — пока под вопросом. По всей видимости, решаться это будет в международных судах. По крайней мере, министр юстиции Павел Петренко заявил, что Украина намерена требовать компенсацию за имущество в Крыму, изъятое самопровозглашенной властью автономии. «Мы будем ставить вопрос о компенсации всего ущерба, который был нанесен действиями псевдоукраинской власти при пособничестве российских военных, как государству, так и гражданам Украины, у которых там частная собственность», — сказал он.

Президент ассоциации «Украинские оборонные технологии» Владимир Грек считает, что можно добиваться именно компенсации убытков — возвращать сами корабли Украине Россия вряд ли захочет, несмотря на то, что флот этот в основном устаревший. Во всяком случае, есть ряд более новых кораблей, которые могут Россию заинтересовать, такие, как корветы «Луцк» и «Тернополь». «Хоть украинские корабли блокировали и захватывали в первую очередь для того, чтобы нейтрализовать: в случай необходимости легче удерживать полуостров, соединенный с материком узкими перешейками, зная, что угрозы высадки десанта или удара флота нет», — сказал эксперт «Дню». Добавим, что в прошлом году украинские корабли серьезно ремонтировали на судостроительных заводах — всего власти выделили на это 170 миллионов гривен. В доки на ремонт стал тогда, в частности, десяток кораблей боевого ядра.

В России уже многие потирают руки, прикидывая, насколько хорошим оказалось «приобретение». В некоторых СМИ говорят о закономерном воссоединении прежнего флота, рассуждая, что, мол, раз Крым российский, то и флот — тоже. А Крым и вообще «нашпигован военной инфраструктурой, как булка изюмом», которую Украина не использовала за неимением средств, а Россия будет использовать.

Председатель комитета Госдумы по обороне адмирал флота Владимир Комоедов (бывший командующий Черноморским флотом РФ) предположил, что украинские корабли и суда сначала формально войдут в морские силы самообороны Крыма, а затем — в состав ЧФ РФ. В числе того, что может заинтересовать Россию, он назвал корветы «Луцк» и «Тернополь», разведывательный корабль «Славутич», малые противолодочные корабли и ракетные катера, морские тральщики.

Советник начальника генштаба Вооруженных сил РФ адмирал Игорь Касатонов (командовал ЧФ РФ в 1991—1992 годах) заявил, что украинский флот — малого плавания, и перспектив особых у него не было. «Корабли переходят к нам, но насколько они выдержат режим плавания и службы, неизвестно», — сказал он. Так что Черноморский флот будет усиливаться за счет ввода в его состав новых кораблей. При этом численность личного состава будет увеличена незначительно, поскольку корабли четвертого поколения, которые должны прийти в Крым, не требуют больших экипажей. Российские военные и чиновники и ранее высказывались за обновление ЧФ РФ новыми кораблями, о чем велись переговоры с украинской стороной.

Потеря многих кораблей может стать стимулом и для строительства нового украинского флота, считает Владимир Грек. «Думаю, нам предстоит строительство новых многофункциональных кораблей. Нужно также ускорить строительство корвета, заложенного на стапелях Черноморского судостроительного завода», — говорит президент «Украинских оборонных технологий». Напомним, на ЧСЗ в Николаеве планировали в следующем году достроить корвет «Владимир Великий», который заложили в 2011 году. Тендер на постройку серии корветов для украинских ВМС завод выиграл в 2009-м. Согласно контракту, к 2021 году завод обязался построить четыре корвета проекта 58250. А в Киеве на заводе «Ленинская кузница» год назад заложили первый бронированный артиллерийский катер «Гюрза-М». Контракт с Минобороны предполагает постройку до 2017 года девяти таких катеров для дивизиона речных кораблей ВМС, которые будут базироваться в Одессе.

Помимо непосредственно постройки новых кораблей, Украине предстоит также со временем решить вопрос базирования военного флота. При этом речь идет также о наличии складов вооружения, жилища для экипажей и т.д. Официальной позиции по этому поводу пока нет. В СМИ поговаривают, что статус главной базы украинского флота получит Западная (Одесская) военно-морская база, но это не в интересах развития торгового порта. Говорят также о возможном базировании в Николаеве.

В любом случае, создание флота чуть ли не с чистого листа требует значительных финансовых влияний из госбюджета. Но при всем трагизме потери кораблей, в этом есть и позитив: Украина имеет возможность построить флот, который будет соответствовать ее реальным потребностям. Ведь не секрет, что при разделе советского наследия украинская сторона старалась получить как можно больше единиц, но не было понимания, что именно нужно в новых условиях. Некоторые из них стали государству только в тягость. Например, до сих пор стоит в Николаеве почти достроенный крейсер «Украина», который оказался ненужным, а продать не получалось. На днях глава Николаевской облгосадминистрации Николай Романчук предложил «в кратчайшие сроки» рассмотреть вопрос о продаже крейсера. По его словам, покупатель есть, и это не Россия, с которой ранее велись переговоры о продаже, и сейчас — «самый удачный момент, чтобы избавиться от корабля».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать