Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Исаак ТАРТАКОВСКИЙ: 100 лет внутреннего диалога

Удачное цветовое решение, интересный ракурс, выразительное композиционное построение — основные секреты творчества одного из самых талантливых украинских художников ХХ века
27 апреля, 12:14

Исаак Тартаковский — едва ли не единственный украинский художник, чьи картины украшали практически все республиканские выставки второй половины ХХ века; художник, многочисленные полотна которого в настоящее время хранятся и регулярно выставляются в 33 музеях Украины. 25 апреля утонченному пейзажисту и непревзойденному портретисту исполнилось бы 100 лет.

Известный в Украине мастер кисти И. Тартаковский впервые любовь к живописи почувствовал в тот день, когда отец практически на последние свои деньги купил ему — еще маленькому — альбом художников итальянского Возрождения. С того времени, несмотря на талант, мастерство и признание, Исаак Иосифович сознательно или бессознательно, работая в стиле классического реализма, пытался подражать удивительным образцам классики мировой живописи. Детские воспоминания о знакомстве с репродукциями известных полотен великих художников, как признавался художник своим детям — в настоящее время тоже известным художникам Анатолию Тартаковскому и Елене Паламарчук — время от времени всплывали в его воображении даже в почтенном возрасте. По-видимому, поэтому в течение жизни И. Тартаковский всегда находился под воздействием творческого беспокойства — в поисках новых форм, интересных образов, универсальных техник изображения, испробовав свой талант практически во всех жанрах изобразительного искусства: пейзажи, портреты, тематические картины, натюрморты и многочисленные зарисовки.

— Для меня особенно интересны его произведения портретного жанра, а их художник написал немало, — говорит в беседе с «Днем» старший научный сотрудник отдела искусства ХХ века Национального художественного музея Украины Людмила КОВАЛЬСКАЯ. — В каждом портрете — душа современника. Уникальность портретиста И. Тартаковского, как по мне, заключается именно в том, что он, писав портрет конкретного человека, всегда пытался придать ему обобщенный образ своего современника. Фактически в каждой конкретной личности художник хотел проследить типичные черты украинца ХХ века.

— Его творческое наследие стало образцом живописного мастерства, совершенного рисунка, композиционной безупречности, — считает искусствовед Валентина ЕФРЕМОВА. — Наряду с повседневной работой над портретами И. Тартаковский пишет много тематических картин, которые целиком проникнуты образностью, своеобразной метафоричностью, любовью к природе, да и вообще жизни. Творческие криницы И. Тартаковского преисполнены удивительной энергетики, что питают и будут питать не одно поколение почитателей и специалистов изобразительного искусства.

Свой уникальный авторский стиль И. Тартаковский нашел не сразу. В 1950-ые годы он с профессиональной любовью восхищался произведениями испанца Д. Веласкеса. Искусствоведы отмечают даже определенную схожесть в манерах изображения обоих художников. В 1960—1970-х гг. Исаак Иосифович тяготел к импрессионизму, а в 1970-х — утонченный, но вместе с тем суровый стиль полотен автора постепенно смягчался. С тех пор автор, работая над портретами, все больше тяготел к психологическому изображению внутреннего мира своего персонажа. Именно поэтому для большинства почитателей изобразительного искусства И. Тартаковский прежде всего известен как портретист. Действительно, знакомясь с портретной галереей художника, можно встретить практически всю творческую украинскую интеллигенцию второй половины ХХ века. Его полотна — словно отдельная страница истории Украины. Художнику позировали выдающиеся деятели науки, культуры, герои войны. Также на многочисленных портретах изображены никому не известные люди. Критика и сегодня отмечает, что именно И. Тартаковский не просто писал визуально похожие портреты, изображая людей, а буквально передавал на полотне их внутренний мир.

— Отец с одинаковым творческим пылом писал портреты как известных личностей, так и рядовых людей, — вспоминает дочь Елена Паламарчук. — Как-то, когда один мужчина перевозил его на лодке через Днепр, папа раскрыл этюдник и буквально на протяжении часа написал его портрет. Он рисовал практически везде, где находился: на улице, в поезде, на концертах... Словом, где бы ни был, доставал из кармана блокнот и карандаш и начинал рисовать.

Работа над одним портретом, по воспоминаниям дочери Елены, могла продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. Все зависело от того, насколько удавалось обнажить душу позировавшему человеку. «Эмоциональная характеристика портретов, созданных кистью И. Тартаковского, усиливается особенной магией взгляда выбранных натур. Мастер проникновенно роднится с персонажами своих произведений, отдает им свои чувства и уважение. Это пролагает тропинку для доверительного диалога между картиной и зрителем, — отмечает В. Ефремова. — В передаче углубленного взгляда, я бы сказала, не было равных Исааку Иосифовичу. В этих взглядах запечатлены жизненная судьба, интеллект, духовность».

Критики предполагают, что секрет особого творческого мышления И. Тартаковского был заложен в 1930-е годы, во время учебы в Киевском институте кинематографии, который он успешно окончил в мастерской А. Довженко как кинооператор. Отсюда «магия завершенных композиций, где нет лишнего, только красноречивая мелодия движения светоносной палитры». После войны И. Тартаковский учился в Киевском государственном художественном институте (1945—1951 гг.). «Отец всегда с глубокой благодарностью вспоминал своих учителей: А. Шовкуненко, К. Елеву, И. Штильмана, М. Шаронова, С. Григорьева, — вспоминает Елена Паламарчук. — Эти известные художники заложили в нем своеобразный фундамент творческого непокоя, который со временем перерос в собственный художественный стиль».

Войдя в историю отечественной живописи прежде всего как портретист, И. Тартаковский написал немало утонченных пейзажей. Он всегда оригинально умел не просто иллюстрировать то, что видел, а, так сказать, пропустив сквозь себя, дарить почитателям живописи собственное виденье одновременного соединения вещественного и духовного миров. «В пейзажах И. Тартаковского на первый план выходит освещение, наполняющее композиции масштабностью, монументальностью, — считает В. Ефремова. — Интересно, что все эти произведения написаны непосредственно с натуры — на Киевщине, Полтавщине, Закарпатье, в Крыму — «Чайка и море», «Яхты на Днепре», «Село Богдан», «Пристань в Гурзуфе», «Март в селе», «Вечернее солнце», «Морской прибой».

И. Тартаковский — автор многочисленных тематических картин, выделяющихся образностью и искренней любовью к жизни. Подтверждением этому являются его полотна: «В освобожденном Киеве», «Все для фронта», «Герои Днепра»; теплые и одновременно волнующие события из жизни Тараса Шевченко переданы в картинах «Смерть матери Тараса», «Шевченко в мастерской». Эти полотна хранятся в музеях Т. Г. Шевченко в Каневе и Киеве.

В 1990-х гг. И. Тартаковский обращается к теме геноцида еврейского народа, создает картины «Последний путь», «Евреи в плену», «Евреи и политруки, выходи!», «Мировая скорбь», «Слезы Бабьего Яра».

— В выбранных для пейзажей темах, героях портретов, тематических зарисовках мы всегда чувствовали уровень общего развития отца, его эрудиции, — вспоминает Елена Паламарчук. — Папа интересовался не только живописью. Он любил классические музыку и литературу, отечественный кинематограф и театр. Наверное, все это вместе помогало ему практически в каждой работе проявить своеобразный подтекст, показать ценителям живописи внутреннюю сущность, настоящую значимость того, что он рисовал.

С годами И. Тартаковский все больше отходил от сложного жанра портрета и сосредоточивал свой творческий пыл на натюрмортах и пейзажах. Выбираясь на несколько дней за Киев — в Конча-Заспу или Осокори — художник часами рисовал трогательную природу волшебного пригорода. В пейзажах этого периода прежде всего поражает проницательность автора, с которой он изображает внешний мир. В своих работах художник искусно отразил все разноцветье украинской жизни ХХ века.

По случаю 100-летнего юбилея художника 17 мая, в 16:00, в помещении Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины (Киев, ул. Владимирская, 22 А, территория Национального заповедника «София Киевская») состоится открытие выставки произведений Народного художника Украины Исаака Иосифовича Тартаковского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать