С целью жить не то, что без цели. Цель снимает с плеч вес большой и крылья нам легкие дает. Слепые с целью идут, как зрячие
Александр Олесь, украинский прозаик, драматург, поэт.

Педагогика как приключение

20 ноября, 2020 - 10:15

«Класс» (оригинальное название Entre les murs переводится как «Между стен» и является цитатой из популярной песни) — первая французская картина за 21 год, награжденная «Золотой пальмовой ветвью» на Каннском фестивале; следует также упомянуть номинацию на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». Впрочем, значение Entre les murs не только в призовой статистике. Речь идет прежде всего о новых героях и о новом взгляде.

Режиссер «Класса» Лоран Канте известен как автор социального кино. К этой категории может быть причислена одна из его предыдущих работ «Тайм-аут», получившая специальный приз в Венеции в 2001. Но так же, как история безработного, врущего всем, что у него есть работа, была поводом для внимательного исследования человеческой натуры, в «Классе» показ школьных будней является фундаментом для намного более интересной повести.

«Класс» снят по книге Франсуа Бегодо — настоящего учителя, который не только выступил соавтором сценария, но и сыграл главную роль; более того, часть учеников и взрослых сыграли самих себя. Итак, Франсуа приходит преподавать французский язык и литературу в обычную школу. Его класс — модель нынешней Франции: рядом за партами сидят белые, арабы, африканцы, как следствие — смесь традиций, темпераментов, социальных и культурных разногласий, но в первую очередь это дети, подростки в самый сложный для воспитания и обучения период. Канте сначала строит историю на отношениях притяжения и отталкивания, возникающих между учителем и сообществом учеников, но понемногу детализирует это множество, очерчивает непохожие характеры. Особенно Канте удалась первая половина картины, где Франсуа ведет с подопечными оживленную лингвистическую дискуссию; это своего рода трактат в диалогах о природе языка — наверное, только французы с их мощной языковедческий традицией могут воплощать подобные вещи на экране настолько увлекательно.

Язык, однако, диктует отношения — ведь у каждого из учеников быстро появляется свой собственный «дискурс», своя правда. Поэтому для Франсуа научить их хоть чему-то, приведя к единому знаменателю литературного, то есть своего, взрослого языка, становится сверхсложной задачей. И здесь уже драма языковая переходит в драму человеческую. С этого момента фильм несколько теряет энергию, которая распыляется в бесконечных обсуждениях того, кто прав, а кто виноват в конфликте Франсуа и класса. Но все заканчивается хорошо для фильма и для зрителя. Побеждает Просвещение. Разумное, доброе, вечное дает всходы, пусть и не во всех душах, а режиссеру вместе с учителем все-таки удается создать из разнообразия лиц, голосов и споров свою педагогическую поэму без вреда для главного языка — кинематографического.

***

Класс / Entre les murs (2008, Франция, 128`), режиссура: Лоран Канте, сценарий:          Франсуа Бегодо, Робен Кампийо, Лоран Канте, оператор: Пьер Милон, в ролях: Франсуа Бегодо, Бурак Озйилмаз, Бубакар Туре, Карл Нанор, производство: Haut et Court, France 2 Cinéma, Canal+, CinéCinéma, France 2, Soficinéma 3, Centre National de la Cinématographie, Cofinova 4.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»

Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ