Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ребенок с ружьем

14 февраля, 14:17

Наш пионерский отряд носил имя пионера-героя Володи Дубинина. Юный керчанин был разведчиком-партизаном и погиб при разминировании подхода к каменоломням. Разумеется, мы все знали о его подвиге, и в том милитаризованном обществе, где мы росли, у нас даже тени сомнения не возникало о целесообразности участия ребенка в военных действиях.

И вот сегодня, три четверти века спустя, ребенок с ружьем снова стал реальностью нашей жизни: несовершеннолетние участвуют в военных действиях с обеих сторон конфликта на востоке нашей страны. Об этом говорит Президент, об этом сообщают СМИ. 9-тилетняя Богданка Нещерет — «доча бригады» Мозгового вообще стала звездой не только коллаборационистских, но и российских СМИ. Дети попадают в вооруженные группировки различными путями. Богданку в «бригаду» привел отец, и это не единичный случай. Не отвлекаясь от темы, предлагаю самостоятельно подумать над тем, в каком состоянии пребывает психика этого ребенка и других малолетних вояк.

Между тем Международный уголовный суд в июле 2012 года вынес свой первый приговор. И этим приговором к длительному заключению был приговорен Томас Лубанго Дьило, который вербовал детей для участия в военных действиях на стороне так называемых Патриотических сил освобождения Конго. По его приказу минимум три тысячи детей в возрасте до 15 лет были оторваны от своих семей, их обучали военному делу и заставляли убивать, грабить, жечь дома.

У нас пока не Африка, во всяком случае – не так жарко, но без решительного противодействия вовлечению детей в вооруженный конфликт много шансов стать объектом для сравнения именно с этим континентом.

Украина ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, согласно которым запрет вербовки или использования детей в вооруженных конфликтах касается всех без исключения вооруженных групп, Конвенцию Международной Организации Труда № 182, которая приравнивает вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах к наихудшим формам детского труда и обязывает страны-участницы искоренить это позорное явление. Наконец, в 2007 году Украина присоединилась к Парижским обязательствам по защите детей от незаконного вовлечения или использования вооруженными силами или вооруженными группами.

Итак, в международно-правовой сфере сделано почти все, чтобы предотвратить появление на нашем социальном горизонте ребенка с ружьем. Почти, но не все. К сожалению, наши вербовщики детей не могут поделить с Томасом Лубанго Дьило его камеру. Для этого надо ратифицировать давно подписанный Украиной Римский Статут и стать участником Международного уголовного суда. Тогда перед ним можно было бы поставить тех взрослых преступников, кто сегодня вручает детям оружие, создает из подростков военизированные отряды и всячески пропагандирует милитаризацию детства.

И это еще не все. До сих пор уголовное законодательство не содержит адекватных норм о наказании лиц, виновных в вовлечении детей в военные действия.

Очевидно, что ни статья 149 «Торговля людьми или другое незаконное соглашение относительно человека», ни статья 150 «Эксплуатация детей», ни статья 304 «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность», ни статья 447 «Наемничество» не охватывают этого посягательства на права ребенка в объеме, предусмотренном нормами международного права. Впрочем, и этих норм достаточно для того, чтобы хотя бы начать уголовное производство по уже выявленным фактам вовлечения детей в вооруженный конфликт. Но известно нам хотя бы об одном факте такого производства?

Как представляется, сегодня для того, чтобы, образно говоря, отобрать у ребенка ружье, надо сделать как минимум следующие шаги:

1. Пересмотреть коренным образом уголовное законодательство в части ответственности за вовлечение детей в вооруженный конфликт.
2. Ратифицировать Римский Статут.
3. Как можно шире пропагандировать нормы международного и национального права о запрете участия детей в вооруженных конфликтах. Тот, кто вручает ребенку автомат, должен знать, что его преступное действие не останется безнаказанным.
4. Начать уголовное производство по уже известным случаям вовлечения детей в вооруженный конфликт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать