Первый попавшийся лжец и обманщик может развалить целое государство, тогда как упорядочения вещей даже в одном доме невозможно без благодати Божией.
Иван Мазепа, украинский военный, политический и государственный деятель, Гетман Войска Запорожского

Капут PROPAGANDAKOMPANIE*

Почему проваливаются пропагандистские планы Кремля
14 марта, 2014 - 09:43

Если суета нашего мира сводится к борьбе добра со злом, то пропаганда пользуется успехами обоих сторон. Иначе она превращается в банальную клевету.

Напрасно полагать, что на войне люди гибнут только от пуль, осколков, и от страшной радиации. Поражает их и другое невидимое творение человеческого разума: яд тенденциозной подачи информации, манипуляции общественным сознанием, психологическое давление... Число пораженных стрелами русско-советского агитпропа на российско-украинской войне измеряется тысячами. Потери заметны и волнуют общество, которое требует решительных действий в информационных баталиях между Востоком и Западом. Но, прежде чем отвечать на чужие залпы вранья своей правдой, вернемся к самой сути.

Военной пропаганде тысячи лет, но статус главного оружия войны она получила ровно сто лет назад на фронтах Первой мировой, где плакаты, листовки и карикатуры в газетах помогали мобилизовать и деморализовать. С тех пор бряцание оружием не обходится без шуршания газет и шипения эфира. Часто упоминаемый сегодня Адольф Гитлер, во время своих аннексий и агрессий утро начинал с просмотра кинохроник со всего света. Бывало, генералов не принимал с докладами о боевых действиях, смотрел «кино про войну», как артист запись своего спектакля. Созерцая ленты хроник, лучше представлял, где усилить экспрессию, убрать лишние слова, или изменить позу. В этом все агрессоры похожи. Демонстрация их войны должна восхищать или подавлять, иначе постановка не имеет смысла. Мне кажется, и начало российско-украинской кампании не случайно совпало с Олимпиадой в Сочи. Общий драматургический замысел был разделен на два акта. В первом мировая публика должна была проникнуться симпатией к организаторам, чтобы пригасить этим негодование к тем же организаторам во втором. Но нулевой вариант не вышел.

Современная Россия обладает не только крупной армией, но и огромной пропагандисткой машиной, доставшейся от СССР и вписанной в нынешний политический контекст. В нее входят специальные военные институты по подготовке кадров для невидимого, но слышимого фронта, военные отделы в государственных СМИ, перелицованные под новые идеологические стандарты военно-политические училища и их главный центр в Москве, бывшая академия имени В. Ленина, сейчас военный университет ВС РФ. Центры по подготовки агентуры и специальных отрядов в рамках служб разведки и контрразведки и многое, многое другое. История построения мощной идеологической и пропагандисткой машины существовала уже в те времена, когда солдат Красной армии, в прямом смысле, был разут и раздет. В 30-е годы лично И.Сталин курировал проект пропагандистской летающей крепости АНТ-20, самолета «Максим Горький», который оснащался типографией, радиостанцией, громкоговорителями и прочим оружием агитпропа. Огромные деньги были потрачены зря, самолет не сделал ни одного вылета по предназначению. Случай показателен с точки зрения расстановки приоритетов. Военно-политическое руководство страны всегда щедро оплачивало счета за дезинформацию, даже если в них не было смысла. Во времена моей молодости в каждом военном соединении Советской армии стояли на вооружении сотни типографий и радиостанций на колесах, которые в случае боевых действий должны были выпускать газеты и радиопередачи для своих и чужих граждан. Они так и не понадобились. Изменился характер и способы ведения войн, и хлам на десятках тысяч машин с линотипами и ламповыми приемниками списал в утиль цифровой век. Однако это не изменило подходов к финансированию отрасли. Несколько лет назад западные аналитики заговорили о возрождении Кремлем образцов и целей советской пропаганды. Она, как и раньше, затронула все сферы жизни людей. Масштабные компании по переписыванию учебников истории в угоду политическим целям. Постановка киноиндустрии на рельсы борьбы с врагами России: западными шпионами, украинскими националистами. Писатели и режиссеры, священники и учителя — все вовлекались в процесс начертания исключительного русского пути в истории человечества. Этот путь указывал один человек, его культ личности стал основополагающей духовной ценностью страны.

В 2010 году на международную рекламу путинских достижений правительство России выделило 1,4 млрд долларов. С 2005 года агентство RT (Russia Today) специально созданное для критики ценностей западного мира, вещает на английском, арабском, испанском языках в недопустимом для современного мира тоне враждебности и неправды. Недавно побывавший в RT финансовый аналитик компании «Блумберг» Феликс Жиллетт, был поражен масштабами несоответствия информации из этого источника и с иронией написал в своей статье: «Путин является силой мира. Западные СМИ бьются в истерике. Экономическое могущество России делает невозможными любые санкции. Все люди в Крыму встречают освободителей с цветами. Джон Кэрри — лицемер и обманщик. Такие мессиджи посылает RT своим слушателям и зрителям». http://www.businessweek. com/ articles/2014-03-04/putin-rules-on-rt-russia-s-overseas-propaganda-news-channel

Эти, как и многие другие информационные диверсии, — классическая демонстрация приемов пропаганды времен Гитлера, Сталина и Брежнева. Фашисты требовали от населения оккупированных территорий сдавать радиоприемники. Российские оккупанты отключают телевидение. Фашисты предлагали солдатам и командирам Красной армии добровольно перейти на сторону вермахта за деньги и продовольствие. То же самое сулят украинским офицерам российские захватчики. Стоит открыть специальные книги и сайты по пропагандистскому ремеслу и каждый из их разделов можно иллюстрировать живыми примерами марта 2014 года. Например, письмо ста российских «деятелей культуры» — наглядное воспроизведение тактики когнитивного диссонанса. Смысл его в том, что люди стремятся быть последовательны в своих симпатиях, и если они любят актера, а тот обожает кукурузные хлопья, то, скорее всего, хлопья им тоже понравятся. Иначе придется разлюбить актера и разорвать цепь эмоциональной последовательности. В данном случае вместо хлопьев предложена война...

Или технологии обращения к страхам, неизбежной победы, присоединения к сильному. Именно на них работают фантастические карты захвата Украины, фотографии российских аэродромов, заполненных самолетами при помощи опции Photoshop «клонирование», комментарии российских политологов о неизбежном поражении Украины и Запада. Смысл их в том, чтобы принудить нас смириться с неизбежным, принять малое зло в страхе перед большим, подчиниться предложенному сценарию, который, якобы, поддерживается большинством населения. Пропагандистское манипулирование Россия осуществляет не только силами собственных СМИ. Вот карикатура из популярного немецкого еженедельника Spiegel, казалось бы, критикующая нерешительность Запада в отношении Украины, но, на самом деле, преувеличивающая роль Путина, будто авторы ее находятся не в Гамбурге, а в офисе RT. В самом деле, как может лидер полностью зависимой от западных рынков страны с сырьевой экономикой, которая импортирует 75% потребляемых продовольственных продуктов, диктовать свою волю крупнейшим государствам мира, исключившим Путина из G-8? Видимо в еженедельнике, основанным бывшим радистом вермахта, еще живы традиции Propagandakompanie, специальных отрядов журналистов и фотографов, показывающих миру величие лидеров Третьего Рейха.

По данным Freedom House, Россия располагает одним из самых многочисленных отрядов проправительственных комментаторов, так называемых веб-бригад, уступая здесь только Китаю и Бахрейну.

Почему же вся эта армада сетевых, медийных и бытовых дезинформаторов не господствует в Европе, Украине, захватывая только юго-восточные регионы нашей страны и территорию Российской Федерации? Почему никто не повторяет абсурдные заявления российских лидеров и СМИ?

Пробуксовку машины психологической войны, на мой взгляд, объясняют две вещи. Первая методологическая. Копируя главные приемы Третьего Рейха и СССР, российские специалисты отошли от главного принципа успешной пропаганды, так называемой селективной правды. Термин был внедрен в практику Ричардом Кроссманом, http://en.wikipedia.org/ wiki/Richard_Crossman уникальным британским политиком, организовавшим в годы Второй мировой войны систему противодействия гитлеровским идеологическим диверсиям. «Блестящий и успешный пропагандист не тот, кто постоянно говорит неправду. Полный бред считать профессиональных лжецов полезными для убеждения. Хороший пропагандист тот, кто умеет выбирать правдивые сообщения для аргументации своих слов». Ошибка российской пропаганды в том, что она сделала ставку именно на профессиональных лжецов, вранье которых сразу заметили люди, пользующиеся разными источниками информации.

Вторым камнем преткновения для российской пропаганды оказался украинский язык. В эфире и цифровом пространстве летали, «утки» на русском языке. Оказалось, что контент на украинском, по подобию арабского или английского, составить не кому. Пренебрежение языком соседа, которое всегда демонстрировал российский истеблишмент, оказалось нам на руку.

Но не станем торопиться с реляциями. Война идет, и она, увы, будет долгой. Пропагандистская — точно. Поэтому защите от ее разрушительного влияния на мозг и психику надо учиться, как когда-то мы учились быстро надевать противогазы.

*propagandakompanie — название специальных подразделений Третьего Рейха предназначенных для ведения пропагандистской войны.

Рубрика: 
Газета: 
Новини партнерів

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments