Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ОПЕК+: туман не рассеялся

10 апреля, 16:03

Участники переговоров ОПЕК+ по сокращению добычи нефти после девяти часов видеоконференции решили продолжить ее в пятницу, 10 апреля. Уже вроде бы подготовленную и согласованную сделку по сокращению добычи нефти в последний момент сорвала Мексика, отказавшись от квоты сокращения и соглашаясь сократить добычу не более чем на 100 тыс. баррелей в сутки вместо предписанных ей сделкой 400 тыс. баррелей в следующие два месяца. Министры стран ОПЕК+ не уверены, что Мексику удастся переубедить, что ставит сделку под угрозу срыва. А ведь она казалась такой близкой! Саудиты даже начали скупать по дешевке нефтегазовые компании других стран в расчете, что их капитализация резко вырастет после ожидаемого из-за предполагаемого сокращения добычи подъема цен на нефть.

По данным ряда СМИ, подавляющее большинство представителей ОПЕК+ в принципе договорились о сокращении нефтедобычи на 10 млн. баррелей ежедневно в мае и июне, а также о сокращении с 1 июля на 8 млн. баррелей в сутки, а с 1 января следующего года и до апреля 2022 года – на 6 млн. баррелей в сутки. По условиям сделки, Россия и Саудовская Аравия должны сократить нефтедобычу на 2,5 млн. баррелей каждая, Ирак на 1,06 млн. баррелей, ОАЭ на 0,72 млн. баррелей. При этом некоторые эксперты высказывают мнение, что, принимая во внимание нынешнюю тенденцию падения мировой экономики в связи с эпидемией коронавируса, сокращения добычи на 10 млн. баррелей может оказаться недостаточным, чтобы поднять цены до чаемых 40 долларов за баррель нефти марки Brent, и что для этого может потребоваться более глубокое сокращение – на 20 млн. баррелей в сутки.

Однако на столь большое сокращение участники ОПЕК+ пойти пока что не рискуют. Тем более, что ряд стран – крупнейших производителей нефти, например, США, Китай и Бразилия, не спешат присоединиться к глобальному сокращению нефтедобычи. Ни американский, ни китайский, ни бразильский представители в видеоконференции ОРЕК+ не участвовали, хотя приглашение получили. Дональд Трамп уже заявил, что США и так сократили добычу сланцевой нефти из-за падения цен, и не собираются принимать на себя каких-либо долгосрочных обязательств по поводу дальнейших сокращений. Тем более, что в Америке в ближайшие три месяца все равно ожидается снижение добычи на 4 млн. баррелей в ближайшие три месяца естественным образом, из-за заполнения нефтехранилищ. В ближайшие месяцы подобное переполнение нефтехранилищ ожидается по всему миру, так что добываемую нефть придется хранить прямо в танкерах.

Такая ситуация больше всего стимулирует государства ОПЕК и их партнеров как можно скорее договориться о сокращении нефтедобычи. Хотя именно США стали инициаторами непростых переговорах между Россией и Саудовской Аравией, двух крупнейших производителей сырой нефти, о сокращении нефтедобычи, поскольку в администрации Трампа, в конце концов, пришли к выводу, что в условиях начинающегося мирового экономического кризиса США больше выиграют от сохранения экспорта своей сланцевой нефти, чем от получения дешевой нефти американской промышленностью. Да и принудить американских производителей к сокращению нефтедобычи администрации президента США было бы весьма затруднительно, если вообще возможно. Дело в том, что компании, добывающие сланцевую и обычную нефть в Америке, представлены, главным образом, частным бизнесом, и большинство из них полагает, что принудительное сокращение нарушает американское антимонопольное законодательство, и наверняка оспорят директиву о сокращении добычи в судах. А если Москва и Эр-Рияд не договорятся, Вашингтон пригрозил ввести «значительные пошлины» на импорт углеводородов, что позволит Америке замещать прежний импорт нефти собственной сланцевой нефтью и вызовет дальнейший обвал нефтяных цен, причем в долгосрочной перспективе.

Именно некая российско-саудовская договоренность легла в основу предлагаемой сделки. 40 долларов за баррель – это как раз та цена, при которой американская сланцевая нефть остается рентабельной, и в то же время при этой цене рассчитан и остается сбалансирован российский бюджет на 2020 год. Между тем, на фоне провала видеоконференции ОПЕК+ цена нефти марки Brent, испытавшая кратковременный рост на фоне ожиданий заключения сделки о сокращении нефтедобычи, вновь упала ниже 32 долларов за баррель и наверняка продолжит дальнейшее падение, если предложенная сделка по сокращению добычи не будет в ближайшие дни одобрена ОПЕК+.

Думаю, что в ближайшие дни остальным участникам ОПЕК+ все же удастся уломать Мексику пойти на сокращение добычи если не на 400, то хотя бы на 200 или 300 тыс. баррелей. Но беда в том, что никто сегодня не гарантирует, что, когда опустеют нефтехранилища, в условиях продолжения рецессии падение нефтяных цен не возобновится, даже при условии, если все страны будут соблюдать условия сделки. И тогда эта сделка может быть похоронена благодаря эгоизму отдельных государств, что грозит тем, что нефтяные цены вообще перейдут в неуправляемое пике и достигнут уровня даже не в 20, а в 10 долларов за баррель.

Пока же Россия выглядит проигравшей в ей же развязанной нефтяной войне. По всей вероятности, России все-таки придется сократить добычу на 2,5 млн. баррелей в сутки, далеко не достигнув цели, ради которой война была развязана – уничтожение индустрии сланцевой нефти и газа в США. Большинство компаний этой отрасли пока что уцелели, а вот Москве придется сократить нефтедобычу примерно на 2 млн. баррелей больше, чем ей предлагал Эр-Рияд в марте, не говоря уже о том, что за нынешний период низких цен на нефть России пришлось потратить немало валюты из своих резервов, чтобы не допустить обвального падения курса рубля по отношению к мировым валютам. Кроме того, России придется пойти на реальное сокращение, тогда как Саудовская Аравия лишь вернется к мартовскому уровню нефтедобычи (некоторые эксперты подозревают, что реального наращивания добычи Эр-Рияд не произвел, а лишь выбросил на рынок свои запасы). Такова оказалась цена непомерных амбиций Владимира Путина и Игоря Сечина. Последнего подозревают в авторстве «гениального» плана уничтожения производства сланцевой нефти в США, построенного по принципу – назло Трампу себе палец отморожу. А в условиях низких цен на энергоносители российская экономика рискует выйти из нынешнего кризиса позднее других и со значительно большими потерями, как это уже было в 2008-2009 годах. Выходить же из кризиса российские власти, как это они уже продемонстрировали, будут за счет собственного населения.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать