Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почему у Финляндии получилось

11 декабря, 11:10

В России как-то вяло отметили 100 лет большевистского переворота. Между тем распад Российской империи начался в декабре 1917 года, когда первой о своей независимости объявила Финляндия. С 1 января по 6 декабря 2017 года в Суоми на государственном уровне отмечали знаменательную дату своей истории. В других странах также ее отмечали. В частности, в Нидерландах был выеден новый сорт тюльпанов Suomi 100. По нидерландской традиции сорту был присвоен паспорт, в который и было занесено его название. Осенью луковицы этих тюльпанов были высажены в резиденциях Култаранта и Мянтюниеми.

Еще летом 1917 года финский сейм провозгласил независимость, но Временное правительство отказалось ее признать. Воспользовавшись большевистским переворотом, Финский сенат 4 декабря 1917 года принял Декларацию независимости Финляндии, которая была одобрена парламентом 6 декабря.

Наверное Ленин считал, что можно дать финнам поиграть в независимость и 18 декабря советское правительство ее признало. Одновременно в Финляндию были направлены революционные войска и матросы Балтийского флота. Началась гражданская война, которая продолжалась 108 дней. Погибло с двух сторон около 40 тыс человек. С помощью германской армии красных удалось разгромить, и Финляндия стала независимой окончательно и бесповоротно. Тем не менее, за почти первые 25 лет прошли три советско-финских войны, последняя в 1939-1940 гг. Она получила название незнаменитой.

Почему же, несмотря на все трудности, потерю изрядной части территории, Финляндии удалось не только отстоять свою независимость, но и стать процветающей европейской страной. Заметим, что в 1918-1920 гг. образовалось почти полтора десятка независимых государств из осколков Российской империи. Большевикам удалось восстановить державу в прежних границах, за исключением Польши и Финляндии. Первая после Второй мировой войны все же оказалась в положении советского сателлита и вырвалась из такого положения только накануне развала СССР. Финляндия же никогда не возвращалась в советское пространство, хотя и имела с Москвой особые отношения и проводила политику, получившую название финляндизации. 

Причин, как всегда, несколько. Как исторического, так и субъективного характера.

Во-первых. В Финляндии не было острого аграрного вопроса. Отсутствовала большая помещичья собственность на землю. Шведские короли когда Финляндия входила в состав Швеции, провели ряд законов в пользу мелких земельных собственников. Церковные земли были отобраны в государственный фонд и розданы частично дворянству, частично проданы или отданы в долгосрочную аренду. На крестьянскую собственность никто никогда не покушался, что обеспечило новому государству поддержку большей части населения, которое тогда жило в селах.

Во-вторых. Великое княжество Финляндское было самой автономной частью Российской империи. Например, финнов не призвали в русскую армию, за что они платили специальный налог. Финская аристократия за небольшим исключением не интегрировалась в правящий класс царской России. В княжестве говорили на шведском языке в городах, в селах — на финском.

К 1917 году сложился не национальный актив, а политический класс четко осознающий свои стратегические и тактические цели. В декабре 1917 года было не только кому взять власть, но и удержать ее. Идея независимости проникла вглубь финского общества, а не только в его наиболее просвещенную часть.

В-третьих. Развернувшаяся в январе 1918 года гражданская война воспринималась значительной частью народа как иностранная интервенция. Финские политики использовали для победы всех возможных союзников от стран Антанты, до кайзеровской Германии. Характерно, что категорическими противниками независимости Финляндии были лидеры белого движения от Колчака до Деникина. Поэтому большевистский термин белофинны выглядит как-то анекдотично.  

В-четвертых. В Финляндии установился демократический режим, что обеспечило единство общества в грозные дни Зимней войны с СССР в 1939-1940 гг. Бывших красных никто не преследовал и не поражал в правах. И они первыми пошли добровольцами в армию в декабре 1939 года.

В-пятых. Участие Финляндии в войне на стороне Гитлера, получившей в финских учебниках название Война-продолжение, было особым. Финские войска не штурмовали Ленинград и не обстреливали его, не перерезали Мурманскую железную дорогу, по которой шли грузы ленд-лиза, хотя имели для этого все возможности. Летом 1944года финнам удалось на несколько недель приостановить советское наступление, причем как раз тогда, когда Сталину все силы были нужны на главном, западном направлении. Все это, а также поддержка союзников США и Великобритании позволило Финляндии избежать советской оккупации и превращения в страну народной демократии.

Правые политики Юхо Паасикиви и затем ставший бессменным президентом Урхо Кекконен — боровшийся с красными в 1918 году — сумели выработать политическую линию сосуществования с СССР. При этом сохранился внутренний демократический порядок. Финляндия осталась западной и достаточно свободной страной с экономикой скандинавского типа.

Кроме перечисленного, отметим один очень важный субъективный фактор, сыгравший крайне негативную роль в формировании независимых государств в 1918-1920 гг. на обломках царской России, в том числе и Украины. Это иллюзии и левый радикализм. Отметим, что в подавляющем большинстве украинские политики летом-осенью 1917 года, в отличие от финских, считали, что смогут сосуществовать в единой федеративной и демократической России.

Вместо формирования государственного аппарата и собственной армии они ездили в Петроград и вели бесплодные переговоры. Понимание, что русский либерализм есть продолжение русского шовинизма и великодержавия пришло слишком поздно, когда головорезы Муравьева приближались к Киеву.

Летом 1917 года в Украине следовало проводить аграрную реформу и покончить с помещичьим землевладением, создавать национальную армию, чтобы противостоять большевистской агрессии. Сколько было разговоров, что с Россией война невозможна, а зимой 2014 года стана оказалась фактически без армии. На следующем витке повторилась история начала ХХ века.   

Украинская элита в своем большинстве, в отличие от финляндской, не была готова к независимости как в 1917, так и в 1991 гг. Отсюда постоянные колебания в проведении политического курса внутри страны и во внешней политике.  

Потребовались потрясения 2014 года и российская агрессия, чтобы пришло осознание необходимости защиты страны не на словах, а на деле.

Вот почему у Финляндии получилось в 1917, а Украина проходит этот путь с задержкой  на 100 лет. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать