Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В России теперь надеются только на Бога

Ядерный центр в Сарове объявил тендер на иконы, книги и картины на сумму более 2,3 миллиона рублей
28 мая, 12:06

Российская жизнь все больше напоминает скверный анекдот. Если бы в советское время я бы где-нибудь прочел или, вернее, услышал, что Российский Федеральный ядерный центр – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (в советское время – Всесоюзный научно-исследовательский институт экспериментальной физики) в закрытом городе Сарове (в советское время – Арзамас-16) Нижегородской (в советское время – Горьковской) области решил закупить иконы, я бы воспринял это как начало какого-то анекдота. Между тем, это не анекдот, а самый настоящий факт. Ядерный центр в Сарове действительно объявил тендер на иконы, книги и картины на сумму более 2,3 миллиона рублей. Об этом появилось сообщение на сайте госзакупок. Тут стоит напомнить, что, как и в советское время, Саровский ядерный центр занимается главным образом производством ядерных и термоядерных боеприпасов.

Ну, против того, чтобы научно-исследовательский центр закупал книги, казалось бы, возражать не приходится. Только вот книги руководство Ядерного центра выбрало довольно специфические. На сайте госзакупках фигурируют биографии «Серафим Саровский» и «Федор Ушаков». Серафим Саровский, напомню, - это живший во второй половине XVIII и в первой трети XIX века иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. В 1903 году он был прославлен Русской православной церковью в лике преподобных по инициативе императора Николая II. К месту, где находится Федеральный ядерный центр, преподобный Серафим имеет самое прямое отношение, а вот к производству ядерных боеприпасов и вообще к ядерной физике – абсолютно никакого.

Федор Федорович Ушаков – это прославленный российский адмирал, командовавший Черноморским флотом и Средиземноморской эскадрой. Жил он примерно в одно время с Серафимом Саровским, но, как и тот, никакого отношения к ядерной физике не имел и даже не мог знать, что это такое, поскольку данной научной дисциплины тогда еще не существовало в природе. И к вполне сухопутному Сарову и его окрестностям Федор Федорович никакого отношения не имел. Но руководство Ядерного центра, как кажется, заинтересовалось адмиралом Ушаковым не как выдающимся флотоводцем, а как еще одним православным святым. В 2001 году Феодор Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии, поскольку адмирал был похоронен в местном Санаксарском монастыре (его канонизацию усиленно лоббировало командование российского флота). А 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Фёдора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных.

Здесь сыграло определенную роль то, что Ушаков стал также одним из культовых советских героев в период Великой Отечественной войны и последующей эпохи борьбы с «безродным космополитизмом» и с «низкопоклонством перед Западом». Были учреждены орден и медаль его имени, а советские историки, чуткие к идеологическим веяниям, стали приписывать Ушакову разработку всех тех новаторских тактических приемов морского боя, которые в остальном мире обычно ассоциируют с именем британского адмирала Горацио Нельсона. В Сарове (тогда уже исчезнувшем со всех советских карт) в 1953 году именем Ушакова была названа улица. Вероятно, это отражало не только всесоюзный культ адмирала, но и то обстоятельство, что немало сотрудников Ядерного центра были связаны с флотом. Неудивительно, что в 2006 году в Сарове был установлен памятник Ушакову, а в 2009 году общественной организации ветеранов ВМФ города Сарова было присвоено имя адмирала Ф. Ф. Ушакова (все-таки – не праведного воина Феодора Ушакова). А в 2011 году ветераны флота открыли «Саровский музей военно-морской славы», в котором демонстрируется единственная в мире реконструкция мундира Ушакова, в котором Федор Федорович был похоронен в Санаксарском монастыре.

А какие картины собирается закупать Федеральный Ядерный центр? Наверное, какие-нибудь супермодерные полотна, где художники в меру своей фантазии и таланта запечатлели строение атома или ход сложнейших физико-химических реакций и процессов? Но, нет, в документе на сайте госзакупок сообщается, что центр хочет купить 90 триптихов Саровский пустыни, очевидно, с ядерной физикой никак не связанных.

И вот, наконец, главное, ради чего затевался тендер. Ядерный центр вознамерился закупить 76 икон Серафима Саровского, да еще со стразами. Очевидно, в надежде, что преподобный Серафим не только оградит производителей ядерных боеприпасов от всех мыслимых и немыслимых земных несчастий, но и выступит их небесным покровителем и заступником. А чем дороже будет икона, тем надежнее, как полагает руководство Ядерного центра, она охранит от разного рода несчастий. Мотивировка данных закупок в тендере просто чудная: «Закупка осуществляется вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций».

Наверное, все то, что собирается закупить Ядерный центр, хорошо для патриотического воспитания, для тех паломников и туристов, которые посещают Саров и его окрестности. Но паломников и туристов на территорию Ядерного центра, я надеюсь, пускать все же не будут. Иначе нельзя будет гарантировать ни соблюдение режима секретности, ни сохранность ядерных материалов. А к проблеме обеспечения безопасности ядерных и термоядерных исследований и производства соответствующих боеприпасов это ни малейшего отношения не имеет, равно как и к предотвращению или к борьбе с чрезвычайными ситуациями. Наоборот, если сотрудники Ядерного центра в рабочее время будут не специальную литературу читать и опыты в лабораториях ставить, а станут зачитываться биографиями Серафима Саровского и Федора Ушакова и любоваться на триптихи Саровский пустыни и иконы со стразами, это как раз заметно повысит вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, причем благодаря действию не природного, а человеческого фактора.

А вообще на грустные мысли наводит закупка Федеральным ядерным центром икон и прочей около церковной атрибутики на весьма солидную сумму денег, проходящих по статье обеспечения безопасности. Тут, скорее всего, присутствует коррупционная составляющая, но не в этом главная беда. Получается, что руководство Ядерного центра настолько не уверено в своей и своих сотрудников способности предотвращать различные ЧП и нештатные ситуации, что уповают теперь только на Бога и преподобного Серафима. Значит, положение в российской ядерной отрасли действительно швах. А ведь если там произойдет какая-нибудь серьезная катастрофа, мало не покажется всему миру.

А то, что положение с другой ядерной составляющей российских вооруженных сил, с атомными подлодками с ядерным вооружением, тоже не благополучно, доказывает статья известного блогера navy_korabel. Он приходит к выводу, что у России нет достаточных судостроительных мощностей, чтобы поддерживать в боеспособном состоянии и модернизировать большинство своих АПЛ, как из-за утраты украинских производителей, так и из-за обычного русского разгильдяйства. Вывод неутешителен: «За последние несколько лет атомные подводные силы ВМФ России потеряли минимум восемь лодок советских проектов. Число это не окончательное − оно может увеличиться из-за ограниченной дееспособности наших судоремонтных верфей и того олимпийского спокойствия, с которым главкомат ВМФ и военно-политическое руководство страны взирают на кризис атомного подплава… Некогда великая и могучая компонента общего назначения атомного подводного флота СССР скукожилась до 13 единиц, половина которых не на ходу… Товарищи адмиралы, с этим бардаком надо срочно что-то делать!!!» (https://navy-korabel.livejournal.com/203848.html) Ну, что российские адмиралы вдруг проснутся, это вряд ли.

Кстати сказать, имя «Серафим Саровский» носит один из катеров Балтийского флота ВМФ России. Есть и эсминец «Федор Ушаков», только на Северном флоте. Что ж, российские моряки, которые видят в праведном воине Феодоре Ушакова и преподобном Серафиме Саровском своих заступников, тоже надеются теперь только на них и на Бога.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать