Перейти к основному содержанию

«Досудебные» компенсации

Александр ЧАЛЫЙ о выплатах родственникам погибших в катастрофе Ту-154
08 июля, 00:00
Тема выплат Украиной компенсаций семьям погибших в катастрофе самолета Ту-154 авиакомпании «Сибирь» 4 октября 2001 года время от времени возникает в прессе в различных контекстах и из разных точек зрения. Часто, в частности, говорится об исках в Печерский суд Киева родственников погибших о том, что Украина не выполняет взятых на себя обязательств. Скрыта дипломатической тайной правда о том, на самом ли деле Украина сегодня смогла принципиально договориться с Израилем о методике проведения таких выплат (а израильские граждане составляли большинство погибших). Из дипломатических заявлений непонятно, в чем же причина проблемного хода переговоров по этому вопросу с Россией. Секретом остаются суммы выплат. Все это не добавляет позитива к общему имиджу Украины за границей. Госсекретарь МИД Александр ЧАЛЫЙ, председатель украинской Межведомственной комиссии, отвечая на вопросы «Дня», подтвердил, что переговоры с Израилем относительно подписания межправительственного соглашения по вопросам выплат завершены, единственным принципиальным вопросом остался размер этих выплат. От России же, по словам господина Чалого, Киев ожидает «понимания и гибкости». И при этом Украина исходит из того, что, во-первых, выплаты родственникам жертв следует рассматривать как добровольные, во- вторых, Киев хочет решить проблему, минуя суд. Размеры выплат, предлагаемые Украиной, говорит дипломат, превышают и размер убытка, заявленного членами семей погибших, и размеры, существующие сегодня в судебной практике Украины и стран СНГ. Достаточно ли этого, чтобы успокоить страсти?

— Какая ситуация сложилась вокруг урегулирования последствий катастрофы российского пассажирского самолета 4 октября 2001 года?

— По взаимному согласию правительств Украины, России и Израиля урегулирование последствий катастрофы самолета Ту 154 авиакомпании «Сибирь»осуществляется на политическом уровне путем проведения соответствующих межправительственных консультаций. В ходе проведенной на межправительственном уровне работы были согласованы ключевые принципы урегулирования последствий катастрофы. Они заключаются в следующем: урегулирование осуществляется с использованием межправительственных механизмов, во внесудебном порядке; урегулирование осуществляется на основе существующей международной практики; правительство Украины в качестве акта гуманитарного характера предлагает добровольные выплаты правительствам России и Израиля для их последующего распределения среди родственников погибших; выплаты осуществляются на недискриминационной основе между гражданами России и Израиля; родственники погибших, согласившиеся с получением предложенных выплат, отказываются от предъявления требований к Украине в судебном порядке путем подписания соответствующего документа. Уже есть конкретные результаты проведенной работы. Переговоры с израильской стороной в части, касающейся разработки проекта межправительственного соглашения, на сегодня практически завершены. Мы благодарны израильской стороне за проявленное понимание позиции украинской стороны, ее гибкость и профессионализм. Единственным принципиальным вопросом, который потребует дальнейшего обсуждения с израильской стороной, является размер выплат родственникам погибших во время катастрофы. Что касается переговоров с российской стороной, то кроме размера выплат родственникам погибших, остается несогласованным ряд чувствительных для украинской стороны положений проекта межправительственного соглашения. В то же время мы исходим из того, что переговорный потенциал еще не исчерпан, и надеемся на понимание и гибкость со стороны Российской Федерации. Тот факт, что мы смогли найти взаимопонимание с израильской стороной, дает нам основания полагать, что позитивные решения будут найдены и с российской делегацией.

— Вы говорите о добровольных выплатах родственникам погибших со стороны правительства Украины. Не будет ли более точным говорить об обязанности Украины возместить ущерб, причиненный в результате катастрофы? И о какой тогда добровольности выплат идет речь? Не является ли это подменой понятий?

— Нет, это не подмена понятий, а принципиальная позиция правительства Украины. Украинская делегация в ходе межправительственных переговоров и консультаций исходит из признания причастности Украины к катастрофе самолета Ту 154, одновременно категорически отрицая международно-правовую (юридическую) ответственность Украины в связи с катастрофой. Основанием для такой позиции является то, что, как было установлено Комиссией по расследованию причин и обстоятельств катастрофы, она произошла вследствие трагического и непредвиденного стечения обстоятельств, а не противоправного и виновного деяния Украины. Таким образом, исходя из причастности Украины к катастрофе, и одновременно принимая во внимание, что такая причастность не является противоправной и виновной, со стороны правительства Украины предпринимаются меры для смягчения страданий родственников погибших в катастрофе, в том числе путем предоставления им материальной помощи. Хотел бы также отметить и то, что в аналогичных ситуациях подобную позицию занимали и другие государства: выплаты родственникам погибших осуществлялись без признания и вне контекста юридической ответственности государств, причастных к воздушным инцидентам. Именно такой подход позволяет обеспечить наиболее быстрое и эффективное урегулирование и сосредоточиться на принятии комплекса мер по предотвращению аналогичных катастроф в будущем.

— Какова временная перспектива межправительственного урегулирования?

— Мы исходим из того, что урегулирование должно быть завершено до октября 2003 года — ко второй годовщине трагедии. Для этого у нас есть все предпосылки. В этой связи также хотел бы обратить внимание на то, что соответствующие средства для выплаты родственникам погибших предусмотрены в государственном бюджете Украины на 2003 год. В соответствии с существующими бюджетными правилами эти средства должны быть использованы в 2003 году, в противном случае — они будут утрачены для межправительственного урегулирования.

— Как, по вашему мнению, будет развиваться ситуация, если родственников погибших не устроит размер предложенных им выплат или если не удастся согласовать проекты межправительственных соглашений?

— Правительство Украины будет предпринимать все меры для того, чтобы достичь урегулирования на двустороннем межправительственном уровне. При этом мы исходим из того, что достижение такого урегулирования соответствует также интересам России и Израиля. В случае, если родственники погибших, а также правительства России и Израиля откажутся от предложенных украинской стороной выплат, урегулирование ситуации, вероятно, может полностью перейти в судебную плоскость рассмотрения. В то же время мы не исключаем поиска и других путей внесудебного урегулирования, в частности, путем создания в одностороннем порядке соответствующего фонда выплат родственникам погибших и дальнейшем сотрудничестве с ними напрямую, без посредничества правительств России и Израиля. Однако такой путь урегулирования имеет ряд недостатков и создает дополнительные трудности по сравнению с двусторонним межправительственным урегулированием.

— В настоящее время в Печерском районном суде города Киева находится на рассмотрении несколько исков родственников погибших в катастрофе. Как известно, в ходе судебных заседаний адвокаты правительства Украины исходят из того, что прямые доказательства поражения самолета украинской ракетой отсутствуют. Вы же упомянули о том, что Украина, в частности, возглавляемая вами Межведомственная комиссия, в ходе межправительственного урегулирования признает свою причастность к катастрофе. Нет ли здесь противоречия?

— Противоречия здесь нет. Деятельность украинской Межведомственной комиссии и судебное рассмотрение исков родственников погибших являются двумя разными, формально и фактически не связанными друг с другом процессами. Основой межправительственного урегулирования является политическое признание причастности Украины к катастрофе. Однако это не означает, что адвокаты правительства Украины автоматически должны следовать позиции украинской Межведомственной комиссии. Во-первых, межправительственное урегулирование осуществляется в международно-правовой плоскости с использованием политических и дипломатических средств, а судебный процесс осуществляется в соответствии с нормами гражданского и гражданско-процессуального права. Во-вторых, в соответствии с гражданско-процессуальным правом суд должен провести всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в совокупности. Исходя из этого, просьбы адвокатов правительства Украины, обращенные к суду с целью тщательно исследовать все обстоятельства катастрофы, имеют право на существование. Никто не может исключить выявления новых обстоятельств в ходе судебного процесса. В-третьих, правительство Украины стремится достичь урегулирования на межправительственном уровне и старается избежать судебного урегулирования, которое характеризуется определенной степенью формализма, продолжительностью рассмотрения и неопределенностью в отношении окончательного результата. Юридическое же признание в судах причастности Украины к катастрофе может рассматриваться как перевод урегулирования в судебную плоскость. Это на данном этапе будет не соответствовать договоренностям, достигнутым с Израилем и Россией об осуществлении урегулирования на межправительственном уровне. В четвертых, бремя доказательства в судах гражданско-правовой ответственности Украины лежит на истцах. В этой связи необходимо отметить и то, что правительство Украины не было инициатором соответствующих судебных процессов. В контексте вышеизложенного позиция Межведомственной комиссии не может предопределять позицию адвокатов правительства Украины в судах. Такие позиции в чем-то могут совпадать, а в чем-то и отличаться.

— Используются ли украинской стороной в ходе межправительственных переговоров новые факты, открывающиеся в судебных заседаниях?

— Безусловно, мы извещаем и российскую, и израильскую стороны обо всех новых фактических обстоятельствах, представляющих взаимный интерес для целей межправительственных переговоров. Так, в рамках последнего раунда переговоров мы обратились к российской делегации с просьбой прокомментировать положения российского законодательства в части, касающейся необходимости установления на борту самолета Ту-154 и обеспечения надлежащего функционирования ответчика системы радиолокационного распознавания «Пароль». Для нас ответ на этот вопрос представляется принципиальным, прежде всего в контексте рассмотрения обращений страховых компаний с просьбой к правительству Украины возместить им страховые платежи, выплаченные в пользу авиакомпании «Сибирь». В конце концов, речь может идти о гражданско-правовой ответственности авиакомпании «Сибирь», что, на наш взгляд, дает возможность родственникам погибших надеяться на получение дополнительных выплат. Мы также обратились к российской стороне с просьбой представить формуляр 31-го Испытательного центра Министерства обороны Российской Федерации — полигона, на котором 4 октября 2001 года проводились учения с пуском ракет.

— О каких суммах выплат пострадавшим идет речь? Как они рассчитываются?

— Говоря о методике расчета выплат родственникам погибших, мы принимаем во внимание международный характер катастрофы, существующую международную практику, касающуюся аналогичных катастроф, а также те особенности, которые отличают катастрофу 4 октября 2001 года от предшествующих инцидентов. В этом контексте нам представляется справедливым как основу расчета размера соответствующих выплат использовать формулу: «размер выплат со стороны Украины должен соответствовать размеру выплат, которые предлагались в прошлом в аналогичной ситуации одним из государств, граждане которого пострадали во время катастрофы 4 октября 2001 года». Также, исходя из существующей международной практики, во внимание должны приниматься такие факторы, как финансовое состояние Украины, объем ее валового внутреннего продукта, финансовое положение жертв, индексы прожиточного минимума и другие релевантные факторы. Предлагаемая украинской стороной сумма выплат родственникам погибших является производной всех этих факторов. Любой другой подход к определению размера выплат со стороны правительства Украины имел бы достаточно серьезные негативные последствия, в частности, при рассмотрении в Верховном Совете Украины соответствующих межправительственных соглашений на предмет их ратификации. Также хотел бы отметить, что в ходе последних раундов межправительственных консультаций с российской и израильской сторонами украинская сторона четко объявила конкретные суммы выплат и была готова их обнародовать. Но российская и израильская стороны обратились к нам с просьбой не комментировать в прессе соответствующие суммы. На данной стадии могу лишь сказать, что предложенный украинской стороной размер выплат родственникам погибших больше размера материального ущерба, заявленного членами семей погибших в исках, которые рассматриваются в Печерском районном суде города Киева. Размер предложенных выплат также превышает существующие в судебной практике Украины, а по имеющейся информации, также в судебной практике государств СНГ, размеры возмещений в аналогичных или подобных ситуациях.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать