Этнонациональная политика: новые рубежи и новые задачи
В законодательном марафоне горячей парламентской осени внимание абсолютного большинства наблюдателей приковано к хитам политического сезона — внесению изменений в Конституцию Украины, принятию Госбюджета на 2001 г., рассмотрению целого ряда кодексов (Налогового, Земельного, Гражданского и др.). Между тем среди более 300 законопроектов, ожидающих своей очереди в Верховной Раде, парламентариям предстоит рассмотреть правовые акты, формулирующие основы государственной этнонациональной политики — Концепцию государственной этнонациональной политики и новую редакцию Закона о национальных меньшинствах.
Стратегическая значимость сферы этнических отношений для Украины не вызывает сомнений. Недавние львовские события и дипломатическая полемика по этому поводу с Российской Федерацией вновь напомнили о скрытой остроте и потенциальной опасности языковой проблемы. Не спадает политическое напряжение в состоянии крымско-татарского вопроса. «Странная» история с решением Конституционного суда по поводу ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств продемонстрировала, что Украина еще не вполне готова к соблюдению европейских стандартов в сфере обеспечения прав национальных меньшинств. И это притом, что Президент Украины Л.Д.Кучма четко обозначил европейский выбор нашей страны, стремление последовательно интегрироваться в европейские структуры, включая, в перспективе, — вступление в Европейский Союз. Не следует забывать, что обеспечение прав национальных меньшинств является одним из важнейших критериев, учитываемых при интеграции в европейское сообщество.
На этом фоне вопрос о содержании и механизмах реализации государственной этнонациональной политики заслуживает самого серьезного внимания, тщательного анализа и учета мнения общественности.
Первая принципиальная проблема — в какой мере Концепция государственной этнонациональной политики, переданная Кабинетом Министров на законодательное утверждение Верховной Раде Украины, отвечает нынешним политическим реалиям? Результаты всеукраинского референдума, проведенного 16 апреля 2000 г., обозначили начало масштабной конституционной реформы. В ее рамках предполагается изменение институциональной структуры законодательной власти, механизмов ее формирования. Готовится реформа административно-территориального устройства. Естественно, в процессе этих изменений необходимо учитывать интересы национальных меньшинств, необходимость эффективного представительства и реализации их интересов. Концепция государственной этнонациональной политики не дает конкретного ответа на вопрос как именно это сделать. По своему содержанию, названный документ является общей декларацией принципов и задач, характеризующих специфику и направленность государственной этнонациональной политики Украины. Концепция четко фиксирует баланс интересов в обеспечении, с одной стороны, «этнического возрождения украинской нации», ее всестороннего развития как главного условия «обеспечения интеграции всех структурных этнонациональных компонентов украинского общества в Украинский народ (украинскую политическую нацию)», а с другой, оптимального учета интересов всех этнических общностей, населяющих территорию Украины. Именно на этом балансе интересов и была основана этнонациональная политика украинского государства, взвешенное и последовательное проведение которой позволило обеспечить межнациональное согласие в условиях этнокультурного разнообразия.
Однако в современных условиях этого уже мало. Необходим качественно новый уровень этнонациональной политики, отвечающий требованиям стратегии европейской интеграции, целям и содержанию конституционной реформы.
Во-первых, этнонациональная политика нуждается в разумной региональной дифференциации. Одни подходы, решения и средства необходимы для Крыма, другие — для Закарпатья и Буковины, третьи — для русскоязычных регионов, четвертые — для западных и центральных областей Украины. К примеру, для обеспечения полноценного представительства и реализации интересов национальных меньшинств Крыма в органах власти автономии могут оказаться полезными пропорциональная система выборов в парламент республики, квотный принцип формирования правительства и принцип взаимного вето при принятии ключевых решений.
В рамках административно-территориальной реформы можно было бы воссоздать в ряде регионов (прежде всего в Закарпатье и других местах компактного и локализованного проживания национальных меньшинств) автономные административно-территориальные единицы (от сельских Советов до районов). Именно в таких административно-территориальных единицах логично реализовывать требования Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств. У Украины есть собственный исторический опыт функционирования подобных автономных образований. В начале 30-х годов на территории республики существовало 25 национальных районов, несколько сот национальных сельских советов.
Особый подход необходим для обеспечения интересов национальных меньшинств, характеризующихся дисперсностью расселения их представителей, но сосредоточенных в основном в городах. Именно города являются средой наиболее активного повседневного взаимодействия представителей различных этнических групп. С одной стороны, это чревато возможными межиндивидуальными конфликтами на бытовой почве, принимающими этническую окраску, и требует, соответственно, активной профилактической работы в этой области. С другой стороны, условия большого города позволяют реализовать на практике модель этнического мультикультурализма.
Во-вторых, необходимо четко определиться с субъектами, механизмами реализации и ресурсным обеспечением государственной этнонациональной политики Украины. Иначе ни о какой серьезной политике не может быть и речи.
И здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. До недавнего времени в структуре органов исполнительной власти за сферу межнациональных отношений функционально отвечал специально уполномоченный центральный орган — Госкомитет по делам национальностей и миграции. В рамках административной реформы этот орган власти ликвидирован, а его правопреемником стал соответствующий департамент в Министерстве юстиции, часть функций и полномочий были переданы другим ведомствам. Приведение украинского законодательства, регулирующего сферу межнациональных отношений, в соответствие с нормами и принципами европейского права, разработка и реализация целого ряда целевых государственных программ, о которых говорится в Концепции государственной этнонациональной политики, требует масштабных организационных усилий, межведомственной координации этой деятельности. Однако организационные ресурсы соответствующего департамента Министерства юстиции явно не соответствуют объему задач, декларируемых в Концепции.
Правительственный комитет социального и гуманитарного развития, утвердивший проект Закона «О концепции государственной этнонациональной политики Украины» является координирующим органом Кабинета Министров. Для него этнонациональная политика является лишь одним из направлений деятельности.
В значительной степени функции координации по разработке и проведению государственной этнонациональной политики, обеспечению взаимодействия государственных органов и национально- культурных объединений на принципах демократизма и открытости, мог бы взять на себя Совет представителей общественных организаций национальных меньшинств при Президенте Украины, созданный в апреле этого года. Но для этого он должен преодолеть формально-представительскую модель своей деятельности, стать рабочим и работающим органом координации государственной этнонациональной политики.
С этой целью целесообразно создать при Совете рабочие группы, которые отвечали бы за разработку и координацию отдельных направлений этнонациональной политики. В состав этих групп необходимо включить не только заинтересованных и компетентных представителей общественных организаций национальных меньшинств, но и руководителей соответствующих ведомств, депутатов Верховной Рады (прежде всего, членов Комитета по правам человека, национальных меньшинств и межнациональным отношениям) авторитетных специалистов, занимающихся исследованием сферы межнациональных отношений.
Особое внимание при осуществлении государственной этнонациональной политики должно быть уделено формированию атмосферы толерантности, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных этнических групп, решительному противодействию всех проявлений ксенофобии, агрессивного национализма, антисемитизма, нетерпимости и дискриминации на национальной почве. К большому сожалению, попытки разжигания межнациональной розни в различных регионах Украины предпринимаются не столь уж редко. Исследование состояния и тенденций развития межнациональных отношений в г. Харькове, проведенное лабораторией социологических исследований Харьковского национального университета по заказу Ассоциации национально-культурных объединений Украины в апреле — мае 2000 г., зафиксировало несколько неожиданный факт. Наряду с общей тенденцией повышения уровня этнической толерантности по мере повышения образовательного уровня людей, несколько увеличивается доля лиц, проявляющих антипатию (негативные стереотипы) к определенным этническим группам. Как выяснилось, основным источником формирования негативного образа отдельных этнических групп в данном случае являются средства массовой информации. Отрицательное отношение к отдельным национальным группам сложилось преимущественно на основе сообщений СМИ у 14% респондентов (всего было опрошено 800 жителей города, представлявших основные этнические, возрастные и образовательные группы), но из этой части респондентов 56% имели высшее образование. Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что освещение проблемы межнациональных отношений в средствах массовой информации требует особо деликатного и ответственного подхода.
Для преодоления этой негативной тенденции необходима активная и целенаправленная работа национально-культурных обществ, соответствующих государственных ведомств, утверждение в журналистской среде стандартов политической корректности в освещении проблематики межнациональных отношений. Наряду с этим необходимо усиление правовой ответственности (как административной, так и уголовной) по отношению к лицам, разжигающим межнациональную ненависть. Пока что украинская правовая система не позволяет эффективно противодействовать публичным проявлениям этнической ксенофобии. Реакция европейского сообщества на включение радикальных националистов в состав правящей правительственной коалиции в Австрии показывает, что агрессивный национализм является персоной нон-грата в объединенной Европе. Нам следует об этом постоянно помнить, если мы всерьез думаем об интеграции Украины в Европейский Союз.
Стабильность и согласие в сфере межнациональных отношений являются одним из главных достижений независимого украинского государства. От всех нас зависит, чтобы этот политический капитал был не только сохранен, но и приумножен.
Выпуск газеты №:
№170, (2000)Section
День Планеты