...И предстоящий поединок за освоение атома
Администрация президента США Барака Обамы недолго ждала, чтобы объявить, что она будет добиваться прямых переговоров с иранским правительством. Это означает, как минимум, жесткую конфронтацию из-за попыток Ирана обрести региональное стратегическое преимущество в форме ядерного оружия.
Здесь подразумевается нечто большее, чем просто подход с правильным набором стимулов и угроз, с целью изменить мнение иранцев. Скорее всего, пришло время рассмотреть вопрос в его полном региональном контексте, а не просто по частям и оперативно.
Весь мир осознает риск, которому его может подвергнуть ядерный Иран: радикально измененный баланс власти на Среднем Востоке и в Центральной Азии и Иран, способный применить гораздо больше региональных рычагов воздействия — как явных, так и скрытых — чем он имеет сейчас, преследуя свои интересы.
Более того, соседние страны в ответ, вероятно, начнут или продолжат разработку своих собственных ядерных программ, что приведет к продолжительной гонке ядерных вооружений в одном из самых неустойчивых регионов мира. Это не в интересах США и Европы, если какая-нибудь из стран во главе списка — Египет, Турция, Саудовская Аравия, Сирия или Алжир — будет иметь свой собственный ядерный потенциал.
Пока последствия неопределенные, все остается возможным. В каждой из этих стран существует значительные внутренние силы — как было в Пакистане и Израиле, в настоящее время — единственных ядерных державах региона, которые хотят возможных выгод от власти и преимущества владением ядерным оружием. Давление усиливается, когда есть ощущение, что соперники и соседи обладают каким-либо стратегическим преимуществом.
Однако каждая из стран региона имеет проблемы и слабые места в сфере безопасности. Иран, мультиэтничное государство, чьи лидеры старались изо всех сил, чтобы добиться единства, не является исключением.
Национальное единство периодически подвергается угрозе из-за непопулярности духовных правителей среди больших групп населения, а также из-за региональных и этнических разделений, конфликтов и нестабильности в ближайших окрестностях и враждебности, вызванной региональными представителями в Ираке, Ливане, Афганистане или где-то еще.
По теории, все эти факты являются потенциальными источниками достижения целей для внешних стран, таких, как США. Но до сих пор прямое противодействие ядерным амбициям Ирана производило противоположный эффект. Стремление Ирана обладать ядерным оружием — в совокупности с усилением национальной гордости и обещанием превосходства в регионе — сыграло решающую объединительную роль и вызвало изменения в политической и военной сферах.
Главная задача — выработать последовательную политику, которая будет и ограничивать, и удерживать амбиции Ирана без обострения врожденного чувства национальной уязвимости. Политические дебаты за пределами региона сейчас концентрируются на том, использовать ли силу, если переговоры провалятся. Иран вполне предсказуемо отказался уступать, что, как считают некоторые эксперты, является результатом неспособности ведущих стран мира говорить с общих позиций. Это правда, но это недостаточное объяснение.
Определить правильную пропорцию кнута и пряника очень тяжело, и США не рассматривается в этом регионе в качестве «бескорыстного» посредника. Поэтому они должны сосредотачиваться не на контроле над тактикой непосредственно, а на изменении регионального контекста, в котором лидеры Ирана будут решать: продолжать или остановиться.
Отправной точкой должно стать усиление обычных вооруженных сил по всему региону, что означает больше, чем просто увеличение запасов оружия. Должно быть больше мер по укреплению доверия, включая совместные учения и обмен информацией среди всех военных регионов.
Повышению доверия также будут способствовать четкие стратегические обязательства Запада в виде расширения собственных средств сдерживания НАТО на Средний Восток. Нет необходимости изолировать Иран, и это будет более эффективно, чем односторонние гарантии США Израилю или какой-либо другой отдельной стране. Вместо этого члены НАТО должны дать обещание, что они будут защищать любую страну Среднего Востока в случае, если она будет атакована ядерным оружием.
Возможно, только эти шаги не сдержат Иран и не убедят другие страны региона. Но в совокупности с непрерывным международным давлением со стороны Совета Безопасности ООН и МАГАТЭ они пошлют четкий сигнал о том, что ведущие страны мира считают мир на Среднем Востоке и его безопасность важными для своей собственной безопасности. Это снизит возможность необузданной гонки вооружений, если переговоры провалятся и Иран когда-нибудь испытает ядерное оружие.
Кеннет ВЕЙСБРОД — сотрудник Центра передовых исследований им. Роберта Шумана при институте Европейского университета и автор книги «Центральная Евразия — приз или трясина?»
Выпуск газеты №:
№22, (2009)Section
День Планеты