Корпоративное правление приносит победу
Несмотря на банкротства NASDAQ и угрозу рецессии в Соединенных Штатах, «новая экономика» останется здесь надолго. В действительности, именно она продолжает быть ключом к улучшенной деятельности в Европе и Японии и останется им еще на долгие годы. Но где именно находится сердце «новой экономики»? Спрятано ли оно в рынках труда с большей конкуренцией или в лучшей налоговой системе или в дерегулировании? Корпоративное правление также является мотором новой экономики, значение которого не должно недооцениваться.
Если руководители создают продуктивные, гибкие структуры, сфокусированные на создание благосостояния, компаниям легко приспосабливаться и осваивать новые источники продуктивности и контроля затрат. Если децентрализация и учет риска составляют часть целей компании, без сомнения, будут иметь место инновации в продукции и процессах производства. Если, с другой стороны, боссы ведут себя как осторожные душеприказчики состоятельного имущества, их компании в скором времени будут выглядеть, как музеи.
Экономическая деятельность государства, в самом деле, является зеркалом, отражающим образ компаний, находящихся в этой стране. Государства с крупными компаниями дают большие показатели деятельности. Тогда где можно найти самые крупные компании в мире? Недавнее исследование большого списка правлений, охватившего данные о всем мире, которое было подготовлено «Файненшл Таймс», показывает результаты, где будут находиться 50 наиболее уважаемых компаний (Источник: FT)
Не удивительно, что более половины наиболее уважаемых компаний являются американскими. Хотя Европа имеет приблизительно такой же экономический размер, как Соединенные Штаты Америки, в Европе гораздо меньше выигрывающих корпоративных команд. Япония может быть гораздо меньше, чем Америка или Европа, но она недопроизводит свою долю дохода и благосостояния Большой семерки. Картина не может быть более ясной: экономика Соединенных Штатов работает ошеломляюще, как и их корпоративный сектор; Европа намного отстает; в Японии практически не зафиксированы данные показания.
Заглядывая в будущее этой первой лиги компаний в ближайшие пять лет, «ФТ» прослеживает ряд тенденций, таких как возможное сокращение отставания Европы, еще большую потерю позиций Японией и также некоторое снижение позиций Америки. Этот взгляд в будущее отражает сегодняшнее восприятие «взросления» американской экономики (кодовое слово для обозначения потери позиций) и способности Европы наверстать отставание, поскольку, наконец, имеет место развитие новой культуры бизнеса. Это исследование также точно отражает тот факт, что очень немногие японские фирмы преуспевают в сложной задаче проведения реструктуризации, перехода к новому современному мировому методу правления. Впереди остается компания мирового класса Sony; NTT (его дочерняя компания Docomo является здесь ключевой) держится на плаву, но старые и уставшие Honda и Matsushita, похоже, низводятся к статусу компаний второго класса.
Динамика ближайших пяти лет также отразит фронтальную конкуренцию между выигрывающими корпорациями. «Боинг» против «Аэробуса» может быть наиболее интересным примером. Согласно настоящему ранжированию, обе компании заперты в рамках, близких к нижней границе списка лучших фирм, составленного «ФТ». Тем не менее, через пять лет, скорее всего, «Аэробус» поднимется вверх, а «Боинг» вообще вылетит из лиги чемпионов. Почему? Компания «Аэробус» смотрела вперед, проводила инвестиции, и запускает новый реактивный самолет Jumbo, по сравнению с которым существующая продукция «Боинг» будет выглядеть устаревшей и неэффективной. А все потому, что компания «Боинг» стала самодовольной и позабыла, что воздушный бизнес — мир конкуренции не на жизнь, а на смерть.
Размышляя об экономическом потенциале, мы склонны рассматривать качество трудовых ресурсов, желание людей работать, а также уровень образования. С этой точки зрения, Европа и Япония должны обойти США из-за своей системы начального образования, во много раз превосходящей американскую, а европейцы будут выглядеть слишком ленивыми на фоне японской дисциплины. В действительности, усилия и образование не являются самыми существенным показателями. Гораздо более значимым фактором представляется экономическая среда, в которой работают люди, — рыночная экономика по сравнению с какой-либо формой социализма — и организация бизнеса, в котором они принимают участие.
Остается найти наилучшую модель корпоративного правления для обеспечения продолжительной успешной экономической деятельности. В 1980-х годах давались высокие оценки долгосрочному обзору японской модели. Сейчас отношение к ней изменилось по причине японского экономического «недомогания». Затем был некий флирт с германской моделью бизнес-банковской интеграции, которая возвращает домой рынки капиталов. Она потеряла свою привлекательность, когда стало ясно, что приятные отношения между банкирами и боссами приводят к толерантности по отношению к плохим ставкам возврата на капитал. В настоящий момент рассматривается американская модель: децентрализованная, опирающаяся на руководителей среднего звена, жестких на исполнительных совещаниях (CEO); с формулировкой «не используйте слово нет в качестве ответа». Но это не станет окончательным ответом, хотя на настоящий момент будет служить стимулом для перестройки и развития управленческого мышления.
Все это вызывает вопрос, имеет ли смысл менять корпоративную культуру каждые 10 или 20 лет. Прагматичный ответ состоит в том, что очень разнообразные модели нужны для управления стабильным и неподвижным миром, противоположным миру, в котором дерегулирование и технология ежедневно вызывают колоссальные изменения. Американская модель срабатывает во время быстрых, всеобъемлющих изменений. Ведь именно они ожидают нас в обозримом будущем. Держитесь крепче.
Руди Дорнбуш — профессор экономики в MIT, в прошлом являлся старшим экономическим советником Всемирного банка и Международного валютного фонда.