Перейти к основному содержанию

Корпоративное правление приносит победу

23 января, 00:00
Считается, что наиболее важными слагаемыми экономического успеха являются прозрачная и благоприятная для бизнеса налоговая политика и минимальное участие государства в экономических процессах (дерегуляция экономики). Профессор Дорнбуш убежден, что не менее важной является грамотная политика в отношении менеджмента, основанная на современной стратегии корпоративного управления. Автор весьма убедительно продемонстрировал, что мировое лидерство американских компаний во многом основано именно на корпоративных стратегиях, где один из главных акцентов сделан на независимости руководителей среднего звена. Наверное, лишним будет говорить, что и украинским компаниям, и украинскому правительству более чем стоит изучать мировой опыт и его современные тенденции, если страна действительно стремится интегрироваться в мировое пространство в эпоху глобализации.

Несмотря на банкротства NASDAQ и угрозу рецессии в Соединенных Штатах, «новая экономика» останется здесь надолго. В действительности, именно она продолжает быть ключом к улучшенной деятельности в Европе и Японии и останется им еще на долгие годы. Но где именно находится сердце «новой экономики»? Спрятано ли оно в рынках труда с большей конкуренцией или в лучшей налоговой системе или в дерегулировании? Корпоративное правление также является мотором новой экономики, значение которого не должно недооцениваться.

Если руководители создают продуктивные, гибкие структуры, сфокусированные на создание благосостояния, компаниям легко приспосабливаться и осваивать новые источники продуктивности и контроля затрат. Если децентрализация и учет риска составляют часть целей компании, без сомнения, будут иметь место инновации в продукции и процессах производства. Если, с другой стороны, боссы ведут себя как осторожные душеприказчики состоятельного имущества, их компании в скором времени будут выглядеть, как музеи.

Экономическая деятельность государства, в самом деле, является зеркалом, отражающим образ компаний, находящихся в этой стране. Государства с крупными компаниями дают большие показатели деятельности. Тогда где можно найти самые крупные компании в мире? Недавнее исследование большого списка правлений, охватившего данные о всем мире, которое было подготовлено «Файненшл Таймс», показывает результаты, где будут находиться 50 наиболее уважаемых компаний (Источник: FT)

Не удивительно, что более половины наиболее уважаемых компаний являются американскими. Хотя Европа имеет приблизительно такой же экономический размер, как Соединенные Штаты Америки, в Европе гораздо меньше выигрывающих корпоративных команд. Япония может быть гораздо меньше, чем Америка или Европа, но она недопроизводит свою долю дохода и благосостояния Большой семерки. Картина не может быть более ясной: экономика Соединенных Штатов работает ошеломляюще, как и их корпоративный сектор; Европа намного отстает; в Японии практически не зафиксированы данные показания.

Заглядывая в будущее этой первой лиги компаний в ближайшие пять лет, «ФТ» прослеживает ряд тенденций, таких как возможное сокращение отставания Европы, еще большую потерю позиций Японией и также некоторое снижение позиций Америки. Этот взгляд в будущее отражает сегодняшнее восприятие «взросления» американской экономики (кодовое слово для обозначения потери позиций) и способности Европы наверстать отставание, поскольку, наконец, имеет место развитие новой культуры бизнеса. Это исследование также точно отражает тот факт, что очень немногие японские фирмы преуспевают в сложной задаче проведения реструктуризации, перехода к новому современному мировому методу правления. Впереди остается компания мирового класса Sony; NTT (его дочерняя компания Docomo является здесь ключевой) держится на плаву, но старые и уставшие Honda и Matsushita, похоже, низводятся к статусу компаний второго класса.

Динамика ближайших пяти лет также отразит фронтальную конкуренцию между выигрывающими корпорациями. «Боинг» против «Аэробуса» может быть наиболее интересным примером. Согласно настоящему ранжированию, обе компании заперты в рамках, близких к нижней границе списка лучших фирм, составленного «ФТ». Тем не менее, через пять лет, скорее всего, «Аэробус» поднимется вверх, а «Боинг» вообще вылетит из лиги чемпионов. Почему? Компания «Аэробус» смотрела вперед, проводила инвестиции, и запускает новый реактивный самолет Jumbo, по сравнению с которым существующая продукция «Боинг» будет выглядеть устаревшей и неэффективной. А все потому, что компания «Боинг» стала самодовольной и позабыла, что воздушный бизнес — мир конкуренции не на жизнь, а на смерть.

Размышляя об экономическом потенциале, мы склонны рассматривать качество трудовых ресурсов, желание людей работать, а также уровень образования. С этой точки зрения, Европа и Япония должны обойти США из-за своей системы начального образования, во много раз превосходящей американскую, а европейцы будут выглядеть слишком ленивыми на фоне японской дисциплины. В действительности, усилия и образование не являются самыми существенным показателями. Гораздо более значимым фактором представляется экономическая среда, в которой работают люди, — рыночная экономика по сравнению с какой-либо формой социализма — и организация бизнеса, в котором они принимают участие.

Остается найти наилучшую модель корпоративного правления для обеспечения продолжительной успешной экономической деятельности. В 1980-х годах давались высокие оценки долгосрочному обзору японской модели. Сейчас отношение к ней изменилось по причине японского экономического «недомогания». Затем был некий флирт с германской моделью бизнес-банковской интеграции, которая возвращает домой рынки капиталов. Она потеряла свою привлекательность, когда стало ясно, что приятные отношения между банкирами и боссами приводят к толерантности по отношению к плохим ставкам возврата на капитал. В настоящий момент рассматривается американская модель: децентрализованная, опирающаяся на руководителей среднего звена, жестких на исполнительных совещаниях (CEO); с формулировкой «не используйте слово нет в качестве ответа». Но это не станет окончательным ответом, хотя на настоящий момент будет служить стимулом для перестройки и развития управленческого мышления.

Все это вызывает вопрос, имеет ли смысл менять корпоративную культуру каждые 10 или 20 лет. Прагматичный ответ состоит в том, что очень разнообразные модели нужны для управления стабильным и неподвижным миром, противоположным миру, в котором дерегулирование и технология ежедневно вызывают колоссальные изменения. Американская модель срабатывает во время быстрых, всеобъемлющих изменений. Ведь именно они ожидают нас в обозримом будущем. Держитесь крепче.

Руди Дорнбуш — профессор экономики в MIT, в прошлом являлся старшим экономическим советником Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать