Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ковбои в игре

Как Вашингтону удается мирить Белград и Приштину
10 сентября, 18:44

Лидеры Сербии и Косово в начале сентября устроили «переговорный марафон» — начали из встреч в Вашингтоне, а затем продолжили разговоры в Брюсселе.

Какими являются итоги переговоров для сербов и косовцев? На что может обратить внимание Украина, которая сама находится внутри сверхсложного мирного процесса?

ГРАНИЦЫ...

Соглашение, подписанное в Белом доме в присутствии президента США Дональда Трампа президентом Сербии Александаром Вучичем и премьер-министром Косово Авдуллой Хоти 4 сентября  2020 года имеет название «Экономическая нормализация». Хотя в самом документе идет речь не только об экономике, именно такое позиционирование договоренностей является очень красноречивым. Американцы четко заявили: они занимаются именно экономическим урегулированием косовского конфликта. Хотя будто бы вопрос политического урегулирования — а именно «взаимного признания», то есть, признания Сербией независимости Косово — и обсуждалось, в итоговый текст соглашения этот пункт не попал. Вучич говорит, что благодаря его жесткой позиции. Может и так, но факт остается фактом — Белый дом взял на себя роль именно «экономического миротворца».

Ключевой договоренностью, достигнутой в Вашингтоне, стало согласие Косово на присоединение к так называемому «мини-шенгену» — соглашения, которое, по образцу свободной от границ зоны ЕС, предусматривает свободное движение людей, товаров, капиталов и услуг между странами.

Год назад об этом договорились Сербия, Албания и Северная Македония. Если для этих стран подписание соглашения объясняется желанием ускорить экономическое возобновление и увеличить иностранные инвестиции благодаря открытым границам, для Сербии и Косово «мини-шенген» становится частью движения к общей нормализации отношений.

Дело в том, что Приштина в последнее время пользуется механизмом установления ограничительных барьеров для сербских товаров именно в качестве политического инструмента. Так, два года тому назад правительство Косово ввело сверхвысокую пошлину на сербские товары. Это решение было ответом на недопущение вступления Косово в Интерпол благодаря действиям Белграда и на кампанию, которую сербское правительство организовало за для отозвания признания Косова странами Третьего мира.

После решения Приштины о пошлине, сербско-косовские переговоры на долгие месяцы вообще прекратились. Лишь после двух изменений состава правительства Косово новая власть частично признанной страны отменила ограничение для товаров из Сербии. Переговоры возобновились сначала в Брюсселе, а затем даже была проведена историческая, по определению Трампа, встреча в Вашингтоне.

 ... И ОЗЕРО

Другой уступкой Приштины стало согласие на обсуждение темы контроля над искусственным озером около гидроэлектростанции в северной части Косова, Газиводе (алб. Уйман). Это водохранилище является очень важным как с точки зрения энергоснабжения, так и с точки зрения обеспечения водой целого региона. Около 800 000 жителей Косова пьют воду из Газиводе, и почти половина севера получает электроэнергию из местной ГЭС. Белград производит воду и энергию, Приштина поставляет их потребителям. С этих позиций обе стороны добиваются права управления Газиводе.

Раньше косовское правительство категорически отказывалось вести переговоры по этому поводу, отмечая, что водохранилище в пределах границ Косова принадлежит Косову. Вокруг озера постоянно происходили споры и провокации, которые два года тому назад даже привели к приведению армии Сербии в состояние полной боевой готовности. Но теперь Приштина согласилась снизить градус напряжения и обсудить и этот спорный вопрос — при условии, что посредниками будут Соединенные Штаты.

Собственно, именно договоренности по темам Газиводе и «мини-шенгена» и были основными пунктами, относительно которых с полным правом можно отнести определение «Экономическая сербско-косовская нормализация».

ВОПРОС СОБСТВЕННОСТИ

Буквально сразу из Вашингтона Вучич и Хоти отправились в Брюссель, где, как предусматривалось, они должны были обсудить уже политические вопросы. В первую очередь, определить, в каком состоянии выполнение достигнутых в 2013—2015 годах договоренностей, которые предусматривали, помимо остального, создание сербской автономии на севере Косова — Ассоциации сербских муниципалитетов. По крайней мере, об этом говорили сербские представители. Но сдвиги в этом направлении снова не состоялись. Зато был продемонстрирован некоторый прогресс  по гуманитарным вопросам — в  Брюсселе Белград и Приштина обсудили сверхсложную тему поисков пропавших без вести. Камнями преткновения здесь является открытие сторонами военных архивов, и именно на обсуждении этого аспекта, кажется, эта тема и сосредоточится в ближайшее время.

Кроме того — по примеру Вашингтона — Брюссель решил также «положить на стол» экономические вопросы. Впрочем — в отличие от американцев — европейцы сделали своей целью не достижение быстрых договоренностей по отдельным вопросам, а концептуальное урегулирование целого пласта проблем. Идет речь о вопросе собственности. По утверждению Управления по вопросам Косово и Метохии правительства Сербии, около 60% имущества, которое Косово считает своим, принадлежит Республике Сербия, ее гражданам и Сербской православной церкви.

Сложно представить, как эти принципиальные расхождения во взглядах на вопрос собственности собираются уладить переговорщики от Европейского союза, не создавая очередного «миротворческого тупика» — как это случилось с Ассоциацией сербских муниципалитетов. Напомним, что официальные представители Приштины согласились на формирование этого образования, но Конституционный суд республики признал эти договоренности неконституционными, и их воплощение в жизнь было остановлено.

Есть ли у ЕС план, согласно которому сторонам удастся разделить собственность ОДНОВРЕМЕННО по сербским и  косовским законам, когда приходится одновременно иметь дело с параллельными мирами, когда в одно и то же время и в одном и том же пространстве «Косово является Сербией» и «Косово —  независимое государство? Или снова брюссельские мирные планы — как уже случилось с сербской автономией — натолкнутся на «стену» реальности и «забуксуют»?

ЧЬИ «МИРОТВОРЦЫ» ЛУЧШЕ?

Причиной вмешательства Вашингтона в косовско-сербский мирный процесс как раз и был тупик, в который зашел переговорный процесс под эгидой Европейского союза. И команде Трампа удалось — отбросив масштабные концептуальные вопросы — продемонстрировать возможность достижения договоренностей с точечных, но важных, даже болевых проблем.

Зато ЕС, как видим, хочет действовать более глобально. Теоретически это правильно, но на практике...

Здесь уместным будет вспомнить, что в этом году исполняется 25 лет Дейтонского мирного соглашения. Тогда, в 1995 году, лишь благодаря вмешательству Соединенных Штатов удалось прекратить войну в Боснии и Герцеговине. Как-то так получается, что «ковбойские» методы американской дипломатии более подходят Балканам, чем «беловоротничковые» европейские практики.

На этом фоне ставка Киева только на посредников из Европы вызывает очень много вопросов. Тем более что европейское посредничество и в нашем случае как-то тоже явно не демонстрирует выдающихся успехов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать