Перейти к основному содержанию

Лондон переходит в наступление

Британское МИД предупреждает ЕС, что Брекзит может состояться без торгового соглашения...
24 июля, 18:19
ФОТО REUTERS

Без настоящего изменения подхода со стороны ЕС существует реальный риск отсутствия соглашения с Брюсселем относительно Брекзита «из-за случайности» — такое заявление сделал на днях новый министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант во время первого на этом посту зарубежного визита в Германию. Он объяснил, что отсутствие соглашения относительно условий торговли — это вызов для экономики, однако его лично волнует то, что это «изменит отношение британцев к Европе на поколения». «Это приведет к трещине в отношениях, что может причинить серьезный вред замечательному партнерству, которое мы имели так много лет, которое было таким важным для поддержания международного порядка. Это совершенно не то, чего мы хотим», — объяснил министр. Кроме того, он предупредил о «непредсказуемых геополитических последствиях» и о том, что отсутствие соглашения «утешит» президента России Владимира Путина. Между тем министр иностранных дел Германии Гайко Маас, во время пресс-конференции с которым прозвучали эти заявления Ханта, подчеркнул: «Мы знаем, что все должны пойти на взаимные уступки, чтобы достичь этого соглашения».

Заявлению Ханта предшествовал еще один своеобразный ультиматум от Лондона: министр по вопросам выхода Великобритании из ЕС Доминик Рааб в интервью The Sunday Telegraph сказал, что Лондон не выплатит Брюсселю согласованные ранее 39 млрд фунтов стерлингов, если торговое соглашение не будет заключено.

На фоне таких настроений в стране набирает обороты идея о проведении второго референдума. Даже бывший глава правительства Тони Блэр призвал провести еще один плебисцит, чтобы найти выход из тупика в выборе между «мягким» и «жестким» Брекзитом, пишет Daily Mail. Однако в правительстве неоднократно отрицали этот вариант.  

«Брекзит без соглашения? Безумная идея, что может произойти», — под таким заглавием вышла статья в Bloomberg, в которой говорится о том, что никто не думал, что Британия поставит под риск рабочие места и деньги, оставляя ЕС без соглашения относительно условий торговли. «Убыток от выхода из ЕС без соглашения будет серьезным, и с большим ударом по Соединенному Королевству. Однако сейчас никто не осмеливается сказать, что может произойти», — отмечается в материале.

Financial Times пишет: с одной стороны, сторонники «жесткого Брекзита» считают, что «угроза Британии выйти из переговоров будет намного убедительнее для Брюсселя, если будет выглядеть, что Соединенное Королевство готово к такой возможности». Однако слишком большая реклама отсутствия соглашения — это риск, ведь «чем больше деталей получает общественность — таких, как необходимость гарантировать поставки продуктов и лекарств; или необходимость закрыть целые автомагистрали, — тем тревожнее выглядит этот сценарий».

Выход Великобритании из ЕС запланирован на март 2019 года, а соглашение относительно Брекзита Соединенное Королевство и ЕС надеются подписать в октябре.

«ТАКАЯ СИТУАЦИЯ ОЧЕНЬ ПУГАЕТ БОЛЬШОЙ БИЗНЕС И КОМПАНИИ»

«День» обратился к украинскому журналисту в Лондоне Богдану ЦЮПИНУ с просьбой прокомментировать это заявление Джереми Ханта и оценить, насколько возможно, что Брекзит состоится без торгового соглашения с ЕС.

— Если об этом сказал министр иностранных дел Великобритании, очевидно, что это реальная возможность. Конечно, нельзя исключать, что это может быть методом ведения переговоров, когда Великобритания давит на ЕС с предостережениями, чтобы ускорить процесс переговоров. То есть все это может быть частью переговорной тактики.

Но нужно иметь в виду, что до официального прекращения членства Великобритании в ЕС остается всего восемь месяцев. Опыт показывает, что сложные переговоры о торговле и других взаимоотношениях стран с ЕС длятся годами.

Полагаясь на заявления министра и даже с предположениями, что это переговорная тактика давления, реальной является угроза того, что Великобритания не успеет согласовать все детали взаимоотношений и, в частности, торгово-экономических взаимоотношений с остальными странами ЕС после марта 2019 года. И такая ситуация очень пугает большой бизнес и компании, которые построили свои бизнес-модели на том, что до сих пор не было препятствий для передвижения товаров, услуг и даже людей между Британией и остальными странами ЕС. Как построить свою работу в условиях, когда эта ситуация изменится, проблематично для многих из них. Бизнес-модели некоторых предприятий заключаются, например, в том, что они вообще не имеют складов в этой стране и полагаются на то, что комплектующие детали для производственных процессов на авто-, авиастроительных заводах и тому подобное происходят за счет постоянных поставок. То есть вместо того, чтобы поставлять запчасти по складам, происходит постоянный процесс доведения. От того, насколько беспрепятственно грузовой автотранспорт преодолевает пролив Ла-Манш, зависит возможность многих заводов работать, от этого напрямую зависят рабочие места десятков тысяч людей, а опосредствовано — сотни тысяч рабочих мест или даже больше.

Поэтому на первое место в газете Times вчера попало сообщение, что руководитель британского филиала транснациональной торговой кампании Amazon предостерег, что в случае, если Великобритания не успеет согласовать условие торговли и, по его словам, «выпадет» из ЕС без необходимых соглашений, на протяжении недель в стране может вспыхнуть экономический кризис и даже беспорядок. Официально эти слова никто не подтверждал, по сообщениям неофициальных источников, они прозвучали на совещании бизнесменов с представителями британского правительства, однако никто и не отрицает их. Ранее с не менее суровыми утверждениями выступали представители транснациональной компании «Аэробус», которая производит составляющие к самолетам в Великобритании.

То есть дело достаточно серьезное. Думаю, драматичность заявлений с приближением крайнего срока будет усиливаться. Есть, конечно, надежда на так называемый переходный период. До сих пор британское правительство говорило, что по крайней мере два года после марта 2019 года должны были действовать все уже действующие условия торговли и экономического взаимодействия с ЕС, но в результате возможных проблем даже этот переходный период, возможно, не был бы эффективным, и бизнесмены говорят, что не могут полагаться на него.

Заявления крупных компаний, вероятно, являются частью давления на британское правительство с целью защиты своих интересов. Можно вспомнить, что подобные драматические заявления звучали, например, когда ЕС вводил общую денежную единицу — евро, а Британия на начальном этапе не собиралась переходить на эту валюту. Как показал опыт, трагедии и предсказуемых катаклизмов не произошло. Британский бизнес и компании нашли способ работать в новых условиях, более того — Лондон остался крупным международным финансовым центром и, как кое-кто побаивался, банки и биржи не перенеслись во Франкфурт, где базируется Европейский центральный банк.

Есть надежда, что под давлением призывов, как со стороны бизнес-сообщества, так и со стороны некоторых политиков, состоится ускорение переговоров между Великобританией и ЕС для того, чтобы Брекзит не создал препятствий для британской экономики и не отразился тяжело на рядовых британцах. Хотя кое-кто утверждает, что Брекзит уже негативно влияет на британскую экономику и, по некоторым подсчетам, он уже вылился в серьезные потери для британской экономики.

Как изменился подход правительства к Брекзиту после того, как на должности пришли Джереми Хант и Доминик Рааб?

— Подход к Брекзиту не должен был измениться со сменой министра иностранных дел и министра относительно Брекзита, потому что лидер правительственной партии и премьер-министр Тереза Мэй остается на своей должности и несет главную ответственность за политический курс,  как ведутся переговоры, какие условия для Брекзита Британия выбирает для себя и какие будет требовать от ЕС. Однако внутри правительственной партии происходят очень серьезные идеологические споры. Британские консерваторы всегда имели в своих рядах людей, которые заявляют о необходимости как можно более жесткого разрыва с ЕС и, как они считают, освобождения всех возможностей для Британии торговать и взаимодействовать с остальным миром свободно. Но с другой стороны, есть очень громкие голоса даже в партии Консерваторов, которые считают, что жесткий Брекзит и разрыв с Европой — это очень опасно. Не забываем, что сама Консервативная партия в своей массе и тогдашний ее лидер, премьер-министр Дэвид Кэмерон, вели кампанию накануне референдума 2016 года на платформе сохранения членства в ЕС. Они проиграли, Кэмерон был вынужден уйти в отставку, но большинство депутатов от Консервативной партии, которые все-таки считали, что ЕС — это позитив для Британии, никуда из партии не ушли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать