Перейти к основному содержанию

Под прикрытием демократизации...

Мы, украинцы, должны настаивать на территориальной целостности Молдовы. Для нашей же безопасности
08 августа, 00:00

Приднестровье вновь оказалось в центре внимания. Как писала московская «Независимая газета», «в Тирасполе хотят заменить миротворческую миссию на Днестре военной базой России. О такой перспективе, как заметил... источник в окружении президента Приднестровья, Евгений Шевчук говорил с заместителем министра иностранных дел РФ, статс-секретарем Григорием Карасиным в ходе его визита в регион. Это позволило бы противостоять румынской угрозе, которая, по словам министра безопасности Приднестровья Владислава Финагина, ...усилится после возвращения во власть президента Румынии Траяна Бэсеску».

Новость взволновала очень многих. В первую очередь, в Кишиневе и Бухаресте. Поводом для столь резких заявлений и предложений послужили итоги референдума в Румынии. Из-за низкой явки избирателей он не состоялся и президент Траян Бэсеску остался на своем посту. А он известен как ярый сторонник поглощения Молдовы Румынией. Судя по тому, что в Кишиневе среди правящей элиты, включая и нынешнего президента Николае Тимофти, сторонников унионизма вполне хватает, в Тирасполе хотели бы как-то себя обезопасить. В беседе с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным молдавский президент прямо заявил: «...Ваше время в Молдове истекло. Миротворческие силы в зоне безопасности на Днестре выполнили свою миссию и должны быть заменены на гражданскую миссию под международным мандатом». Он повторил Карасину позицию официального Кишинева, которую поддерживают Евросоюз и США, являющиеся наблюдателями в переговорах по урегулированию приднестровского конфликта.

В Москве серьезно опасались, что после того, как президентом Приднестровья стал Евгений Шевчук, начнется процесс реинтеграции Молдовы. Ряд шагов новых властей в Тирасполе по сближению двух берегов Днестра в перспективе могли стать основой для процесса будущего объединения. Однако в Москве нажали на все тормоза.

Это было тем более легко, так как экономическая и финансовая ситуация в Приднестровье была критической. После предыдущего президента Игоря Смирнова денег в казне практически не осталось, платить зарплату бюджетникам было нечем. Без финансовой и экономической помощи Москвы дефолт был неизбежен. Выждав какое-то время и заставив Шевчука изрядно понервничать, в Белокаменной начали переводить деньги. Но остался огромный долг за потребленный газ, примерно 3,5 млрд. долларов. Он накопился за несколько лет, и выплатить его Тирасполь просто не в состоянии. Так что приводных ремней к приднестровской власти у Москвы в запасе осталось достаточно много.

В период президентства Дмитрия Медведева Москва вела переговоры с Берлином о разрешении приднестровского конфликта на основе территориальной целостности Молдовы. При этом предполагался постепенный уход российских военных миротворцев из непризнанной республики. С официальным возвращением во власть Владимира Путина ситуация несколько изменилась.

Это сразу почувствовали в треугольнике Тирасполь — Кишинев — Бухарест. В румынской столице буквально удвоили усилия по румынизации Молдовы. И там не скрывают, что не мыслят ее без Транснистрии, то есть левого берега Днестра. Планы экспансионистов идут дальше. Наиболее горячие из них говорят уже и об украинской территории. Об этом красноречиво говорит случай с лидером румынского ультранационалистического национал-христианского движения Noua Dreapta (Новые правые) Сергеем Лашку. Его задержали на украинской границе, после чего офицер пограничной службы заявил, что лидер движения Сергей Лашку объявлен в Украине persona non grana и ему запрещен въезд на ее территорию в течение пяти лет. Причиной стала организация «на территории Южной Бессарабии и Северной Буковины акций, «угрожавших территориальной целостности украинского государства».

В отношении Молдовы и Приднестровья начался новый этап дипломатических игр. Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, посетивший Тирасполь для участия в торжествах по случаю 20-летия начала миротворческой операции на Днестре, заявил, что конфликт Кишинева и Тирасполя должен быть решен путем вхождения Приднестровья в состав Молдовы на правах особого района. На форуме, также посвященном 20-летию миротворчества, он пошел еще дальше, заявив, что Россия не исключает урегулирования приднестровского конфликта путем создания федеративного молдавского государства.

Вполне возможно, что вариант федерализации Молдовы Москва разрабатывает вместе с созданием в Приднестровье военной базы. В качестве расчета за помощь в реинтеграции. И если новость о базе в Тирасполе была воспринята с радостью, то в Кишиневе и Бухаресте так бурно протестовали, что на страницах газеты «Коммерсант» в своем коротком интервью Карасин опроверг существование таких планов. «Привнесенные извне теоретические изыскания на тему того, что Россия хочет иметь здесь свой форпост, носят искусственный характер. У нас нет в этом заинтересованности».

Что-то в последнее время о федерализации заговорили не только применительно к Молдове, а и Украины. И это не случайно. Инициатива, например, Виктора Медведчука вряд ли является случайной с учетом его давних связей в Первопрестольной.

В Москве с возвращением на президентский пост Путина начался пересмотр политики на пространстве СНГ. Как сообщает издание РБК Daily, отношения со странами СНГ и Балтии в Кремле теперь будут строиться не экспромтом, а при помощи детальных аналитических материалов. В них найдет отражение то, какие группы влияют на политические процессы в Центральной Азии, что станет с Украиной, если она превратится в федеративное государство. На каждый доклад Управление делами президента готово потратить от 400 тыс. до 1,4 млн руб. Об этом же сказал и небезызвестный Сергей Марков. «Раньше... власть во многом действовала по наитию, а когда появилось больше возможностей, стала использовать современные технологии».

Теперь в Белокаменной, наконец, поняли, что прямой подкуп элит окружающих ее государств себя полностью исчерпал. Деньги и энергоресурсы по льготным ценам берут, но в союзы и пространства просятся те, кого там не очень жаждут видеть. Зачем принимать в Таможенный союз Киргизию, если и так ее руководство вертится, как уж на сковородке, между Москвой, Вашингтоном и Пекином. С Таджикистаном еще хуже, так как приходится учитывать особую заинтересованность Ирана. Узбекистан вообще выбился из рядов. Поэтому начали действовать, как представляется на берегах Москвы-реки, более тонкими методами.

Как полагают в Первопрестольной, федерализация Молдовы в случае успеха открывает возможности к использованию этой модели относительно Украины, что позволит легче влиять как на Кишинев, так и Киев. Главная мысль — таким образом расшатать территориальную целостность, заставить некоторые регионы стать более близкими к Москве. Иными словами, покупать не страну в целом, а отдельные регионы. Как говорится, cheap but good — дешево и сердито.

Не следует недооценивать новые потенции московской политики. Главное в них то, что под видом демократизации и федерализма проталкивается разрушительная для молдавской и украинской государственности идея. Аналог такой политики мы видим на примере так называемого закона о языках. Его защитники все время прикрываются европейскими нормами, ссылками на демократию и права человека. Не важно, что этот камуфляж шит белыми нитками. В определенной степени он находит отражение внутри Украины. Но гораздо важнее то, что он дает Москве лишний аргумент для давления на Киев. Не так, чтобы в данном случае с большим успехом, тем не менее. Гораздо важнее, что наглядно показывается большой запас таких идей, столь опасных для государственного строительства стран СНГ.

И вот здесь мы переходим к вялой и невразумительной политике Киева на столь важном для Украины молдавско-приднестровском направлении. Активность Москвы в Приднестровье никогда не идет на пользу нашей стране. Если мы стоим на твердой основе территориальной целостности Молдовы, то должны четко высказаться по поводу федерализации соседней страны. Для нашей собственной безопасности.

КОММЕНТАРИЙ

Оазу НАНТОЙ, программный директор Института общественной политики, Кишинев:

— Какая может быть военная база на этой полоске земли с непризнанным статусом, которая полностью зависит от Украины и которая спровоцирует скандал?! Какие задачи должна решать эта база? Эта информация — «дурка», брошенная в информационный оборот.

Что касается новой администрации Тирасполя. Шевчук для меня — не президент. Он возглавляет нелегитимную администрацию на части территории Республики Молдова. Вся эта «пророссийскость» зависит от того, что: а) оперативная группа российских войск является «крышей», в том числе, и для российских спецслужб, которые контролируют того же Шевчука; б) приднестровский режим, обанкротившийся с точки зрения экономики (дефицит бюджета более 70%), — находится на содержании Российской Федерации. Приднестровье не платит за потребляемый российский газ, и этот долг уже превысил 3 млрд долл для населения, которое меньше, чем половина Кишинева. Кроме того, Шевчук не обладает никакой свободой маневра, если даже предположить, что он посмеет задуматься о каких-то других вариантах (выхода из сложившейся ситуации. — Ред.). Их нет, потому что он под колпаком РФ. Этим и определяется пророссийскость этого региона.

Подготовил Игорь САМОКИШ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать