Перейти к основному содержанию

Свободная Украина или «Украинский регион»?

01 августа, 11:49

Похоже, Виктор Федорович Янукович недавно был таки искренне удивлен. Это явно читалось на его лице, показанном по телевидению. И не тем, что Владимир Владимирович Путин опоздал на встречу с ним на несколько часов (это уже вошло в моду российского лидера и стало привычным), а тем, что сначала президент РФ поехал на встречу с байкером Хирургом, а потом уже наведался к нему. А чего, собственно, удивляться? Все четко, все логично. Лидер байкеров получил от лидера России последние указания — и принялся проводить под Севастополем грандиозное шоу, посвященное 225-летию поездки в Крым и вообще — на «благодатный юг России» императрицы Екатерины ІІ и нерушимому единству трех восточнославянских народов. Это — реальное дело, нужное для величия нынешней империи Кремля, для укрепления ее влияния в Крыму и в Севастополе, для идеологической обработки десятков тысяч местной молодежи. А что в этом плане может полезного дополнительно сделать Янукович? И без него все, что нужно, делается. Но такими темпами, что процессы идут и что, похоже, уже опережают созданный в тщательно закрытых для постороннего глаза научно-консультационных центрах при власти Российской Федерации график.

Неудивительно, что некоторые горячие головы при этом уж слишком спешат. Вот на сайте оргкомитета Олимпиады местом рождения пяти российских спортсменов названы города и области Украины, но с очень примечательными уточнениями: «Lvov region (Rus)», «Zhitomir region (Rus)», «Lutsk (Rus)», «Kiev (Rus)», даже «Ukrainian region». То же, правда, касается и нескольких олимпийцев от России, рожденных в Абхазии и Южной Осетии, но там все понятно, там уже давно стоят российские оккупационные (или же «миротворческие») войска. А в Украине же, кроме Севастополя да еще нескольких баз флота, российских войск еще нет, и их совместные парады с остатками войск Украины, которые уцелели после всех мыслимых и немыслимых сокращений, еще не проводятся, но как сильно хочется! The Wall Street Journal, которая расследовала этот инцидент, отмечает: «Представитель оргкомитета Олимпиады в Лондоне заявил, что информация относительно веб-сайта была взята из данных аккредитации национальных Олимпийских комитетов». А это значит, что руководители российской делегации только несколько преждевременно отразили настроение, которое господствует в официальных, российских же, кругах...

Впрочем, настроения в официальных кругах Украины отличаются ненамного. Сын до основания русифицированного и советизированного выходца из Эстонии Яана Пахлоо, работающий ныне премьер-министром Украины, в интервью газете «Завтра» безапелляционно заявил, что во времена Гоголя малороссы и великороссы были единым народом, что Шевченко «писал на русском языке. Вся проза его — на русском языке, все письма его — на русском языке. Он, живя в Петербурге, пытался и стихи свои писать на русском». Правда, снисходительно признал Азаров, «его стихи, написанные на родном малороссийском языке, совершенней и возвышенней петербургских». Не удовлетворившись этим незаурядным вкладом в шевченковедение («Переписав оце свою «Слепую» та й плачу над нею, який мене чорт спіткав і за який гріх, що я оце сповідаюся кацапам черствим кацапським словом»; Тарас Шевченко, письмо к Якову Кухаренко), Азаров сделал еще и выдающееся открытие в области исторической науки: «Давайте вспомним наше историческое безвременье, нашу смуту на Руси... По сути, там, в конце XVI — начале XVII веков, проходила та же самая оранжевая революция. Тогда эта смута сопровождалась иностранным вторжением. Но и в наше время в Украине такое вторжение было не исключено. Создавались условия для того, чтобы могли быть задействованы и внешние факторы». И подытожил, что, конечно же, пришел бы на молебен во имя прославления «Русского мира», если бы его проводил Патриарх Кирилл в Софии Киевской...

Показательным в смысле превращения государства Украина в «Украинский регион» является место публикации интервью главы Кабмина и фигура интервьюера — главного редактора «Завтра» Александра Проханова, неприкрытого антисемита и сторонника ХАМАСа, певца «пятой российской империи» и ненавистника любого либерализма («...Реально стыжусь лишь одного своего поступка. Пару лет назад на каком-то фуршете мы встретились с Горбачевым. Он с рюмкой в руке предложил мне чокнуться. Я же, вместо, того чтобы ударить его — будучи завороженным и загипнотизированным его глазами кобры, — чокнулся! Вместо того чтобы нанести эму пощечину — выпил с ним!» — А.Проханов). В каждой цивилизованной стране интервью премьера изданию с такой очень и очень специфической репутацией, как «Завтра», вызвало бы немедленный политический кризис и отставку правительства. У нас же все тихо. Даже тогда, когда в апреле этого года состоялся «культпоход» министров Украины во главе с Азаровым к могиле украиножора и антисемита Столыпина, откровенного врага демократии и адепта российского имперского деспотизма. Все верно — процессы запущены, процессы движутся вперед!

Запущены же в ход эти процессы не два с половиной года назад, то есть с приходом к власти Виктора Януковича, а ранее, еще в последние годы президентства Леонида Кучмы, когда Россию возглавил подполковник КГБ Владимир Путин, а главой администрации загнанного в тупик Кучмы стал Виктор Медведчук, которого не нужно лишний раз представлять. Именно тогда переформатированный российский крупный капитал — уже не частный, а чекистско-олигархический, государственно-лубянский — стремительно хлынул в Украину; именно тогда со своими «спецпроектами» на украинских телеканалах начали появляться московские «гости»; именно тогда заезжие политтехнологи начали дирижировать действиями не только отдельных политиков и партий, но и государственных органов Украины.

Казалось бы, оранжевая революция положила конец этой тенденции — но русификация активно продолжалась и при «самом украинском президенте» Викторе Ющенко. Крайне низкий уровень экономической образованности последнего имел следствием постоянные заявления о необходимости привлечения в Украину любого иностранного капитала, в том числе и крупного, несмотря на его происхождение, национальную принадлежность, подчиненность. А между тем научная азбука содержит понятие компрадорского капитала, экономического неоимпериализма и неоколониализма. И не только российский чекистско-олигархический капитал хлынул тогда в Украину — но и идеология. Еще при Кучме Вторая мировая война в учебных программах вытеснила «Великую Отечественную», что стало торжеством научного подхода над российско-советским. Но уже в первой половине 2005 года Александр Мороз гордо доложил своим российским левым коллегам (социалисты как раз тогда получили, среди прочих, и должность министра образования) — Отечественная война возвращена в программы, российско-советский подход одержал победу над научным, над европейским виденьем истории.

Что же касается премьера Юлии Тимошенко и большинства ее окружения, то эта команда вообще не придавала важного значения «высоким материям», хотя сама Тимошенко интуитивно что-то чувствовала, стремясь восстановить государственный контроль за стратегическими отраслями экономики и откорректировать результаты «большой приватизации» (или все же «прихватизации»?). Но интуиции маловато, государственный деятель должен иметь четкое логическое мышление, необходим комплекс знаний и воля рационально действовать. Помогут ли в этом смысле команде Тимошенко те драматичные обстоятельства, в которых она сегодня оказалась?

Но вернемся к главной теме. После короткой паузы во время оранжевой революции и сразу после нее капитал бывшей метрополии начал агрессивно завоевывать «благодатную Малороссию». Обратим внимание на отрасль, которая имеет неоспоримое стратегическое значение, непосредственно связана с национальной безопасностью и развивается ускоренными темпами, — на мобильную связь. Сегодня на украинском рынке доминирование россиян стало неоспоримым фактом, им полностью или частично принадлежат такие компании, как МТС, «Киевстар», «Билайн», «Голден телеком». А это значит, что на рынке мобильной связи Украины господствуют российские правила игры, и в случае кризисных ситуаций контроль за этой очень важной в современном мире системой коммуникаций может оказаться в руках бывшей метрополии.

И еще одна стратегическая отрасль: именно при президентстве Ющенко подавляющая, решающая часть активов судостроения Украины, в том числе и военного, оказалась в руках россиян. И теперь за построение корвета для Военно-Морских сил Украины они заламывают цены в десять раз выше, как если бы корабль такого класса строился, скажем, в Польше. А это значит, что на Черном море будет обновляться только российский флот...

При случае заметим: не мощным ли закулисным влиянием российских «судостроителей в гражданском» объясняется грустная история готового на 96% крейсера «Україна», решение о ненадобности не очень дорогой достройки которого — по сравнению с вложенными уже средствами (или, скажем, с реставрацией Батурина) — было принято как раз в 2005 году? Да что там ракетный крейсер, появление которого изменило бы стратегическую ситуацию на Черном море, — зайдите в магазин и взгляните на маркировку самого обычного чая. Подавляющее большинство его в Украине предлагают или российские фирмы, или российские же филиалы всемирно известных брендов. Почему не прямые поставки из Китая или Индии, почему не собственные фирмы, почему не украинские представительства западных фирм? Почему чай везут через Одессу в Москву и Петербург, чтобы потом опять везти в Одессу (и другие города Украины), определяя тем самым ассортимент наших магазинов, забирая у украинцев право свободного выбора и здесь?

А о культурно-информационном пространстве и говорить не стоит: 80 — 90% его работают теперь на утверждение идей «Русского мира». Телевидение дает «отечественные» ленты, приучая массы зрителей, что Украина и Россия — это одна страна и один народ. Лишним свидетельством меры превращения Украины в «Украинский регион» стал прямой эфир из киевской студии во время открытия Олимпиады, — и «король» Первого Национального (или же антинационального?) эпохи Путина и Януковича — Савик Шустер, — и собранные в студии представители столичного «бомонда» дружно разговаривали именно на том языке, на котором и надлежит разговаривать на «благодатном юге России». А уровень болтовни в студии... Кто видел и слышал, тот поймет. «Провинция провинции», как назвал подобную публику американско-украинский историк Александр Мотыль. Но именно к такой среде годами уже как к норме приучают всех нас.

Как и к политическим нормам, которых на протяжении двух десятилетий уже не существовало в Украине. Теперь же новая власть, с момента своего утверждения, копирует немало из русского стиля государственного управления и идеологической обработки населения. Верховная Рада, которая никогда не была слишком эффективной, но все же выступала площадкой для дискуссий и согласования разных позиций, сегодня в полной мере оправдывает крылатое высказывание бывшего спикера Госдумы РФ: «Парламент — не место для дискуссий». К этому можно добавить — и не для законотворчества, ведь даже номинально представленные депутатами Партии регионов законопроекты в действительности написаны или в Администрации Януковича, или в дебрях Кабмина. Все в российской стилистике, даже «обезьянье голосование», когда один нардеп руками и ногами голосует за пятерых; правда, это еще не Дума, где каждый депутат от «Единой России» во время экстренного голосования за законопроект о фактическом запрещении митингов действовал за десяток членов своей фракции, но все впереди... Тем более, что скопированный из российского образца проект закона уже в Раде, и он так же делегализирует любую публичную гражданскую активность (не только политическую — любую).

А школьное образование? Даже во времена Леонида Кучмы шаг за шагом готовился и осуществлялся переход на европейские стандарты, в том числе — и на 12-летнее среднее образование. Одним из первых шагов нового министра Дмитрия Табачника (активно поддержанным некоторыми патриотическими невеждами из числа нардепов) стало не просто возвращение 11-летки, а фактический переход под российские образовательные шаблоны. Активно «чистятся» школьные учебники по литературе. Причем не в первую ли очередь по мировой: оттуда выбрасываются фигуры, которые, собственно, сделали Европу Европой: Гомер, Данте, Гете, Сервантес... И при этом премьер Азаров в цитируемом уже интервью снисходительно замечает: «Мы абсолютно с пониманием относимся к проблеме украинского языка — родного языка для многих». Всего только «для многих», и только...

Что же, все логично, если учесть, сколько членов нынешнего правительства дома разговаривают на украинском языке (один или два, не больше) и сколько десятков нардепов от правящей партии и чиновников родились за пределами Украины — оставшись равнодушными ко всему украинскому, а то и враждебными ему. Эта публика априори (частью сознательно, частью — подсознательно) рассматривает территорию под своим управлением как «благодатный юг России» «нашего Отечества».

Так что посочувствуем главе Украинского государства, у которого это государство (при активном участии вроде бы соратников) буквально выдергивают из-под ног? Или скорее возьмемся готовить многомиллионное «посполитое движение», которое будет иметь четкую программу действий и готовность ее воплотить? Потому что речь идет сегодня не об этнографических раритетах и шедеврах изящной литературы — речь идет о самой перспективе украинского бытия.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать