Перейти к основному содержанию

Закончится ли Европа Хорватией?

04 июля, 10:48

Несмотря на свои многочисленные беды, Европейский Союз остается звездой-указателем для более бедных государств за его пределами. Действительно, гравитационное притяжение процесса расширения ЕС остается важнейшим фактором в восстановлении экономической, политической и общественной жизни в западных Балканах после завершения постъюгославских войн 1990-х годов.

Вступление Хорватии в ЕС 1 июля предоставляет долгожданную поддержку региону, который был отодвинут на задний план в результате «усталости от расширения» и вызванного кризисом самоанализа ЕС. Сторонники расширения также указывают на подписанное в апреле соглашение между Косово и Сербией, которое стало еще одним важным событием в разблокировании европейского будущего Балкан.

Решительный разрыв с более чем десятилетием войны и конфронтации наступил в декабре 2012 года, когда Косово и Сербия приступили к реализации соглашения о пограничном контроле. Апрельское соглашение дало толчок к созданию механизма распределения власти на севере Косово, который был предназначен для укрепления местного самоуправления через ассоциацию муниципалитетов с сербским большинством, обеспечивая при этом новые механизмы для деятельности полиции и судебной системы.

Недавнее заседание Совета Европейского Союза отметило достигнутый Сербией и Косово прогресс. При этом сербами была назначена (в определенном смысле условная) дата начала переговоров о присоединении к ЕС, а для Косово — начала процесса «предварительного отбора». Ставка ЕС заключается в том, что на фоне вступления Хорватии «затор» с расширением на Западных Балканах, наконец, будет разблокирован.

Но усталость от расширения среди государств-членов Евросоюза продолжает затмевать этот оптимистичный прогноз. Хотя более трех четвертых государств-членов ЕС — это страны, присоединившиеся в результате предыдущих волн расширения, расширение ЕС больше не рассматривается как безоговорочная история успеха. Напротив, оно часто представляется как слишком длинный мостик.

В сущности, усталость от расширения была доминирующей чертой в отношениях ЕС с государствами Западных Балкан и это объясняет, почему процесс вступления был неотчетливым и сопровождался «замороженными» переговорами и взаимным недоверием со все более неопределенным местом назначения. Это утверждение остается верным даже после вступления Хорватии.

Усталость от расширения вошла в европейский политический лексикон на волне драматически провальных французского и голландского референдумов по Конституционнму договору ЕС в 2005 году. Сейсмический шок отклонения договора двумя первыми членами ЕС требовал «козла отпущения», и «большого взрыва» расширения, который случился в прошлом году и в ходе которого восемь посткоммунистических стран (вместе с Кипром и Мальтой) одновременно присоединилось к ЕС, — казался удобным случаем, на который можно переложить вину. Неожиданно польские сантехники заполонили «старые» государства-члены.

Таким образом, страны из Западных Балкан, которые подали заявки на вступление в ЕС, вынуждены были бороться с процессом, который в настоящее время управляется на межправительственной основе в больше мере, чем это было во время «большого взрыва» в 2004 году. К тому же этот процесс иногда становился заложником двусторонних эгоистических требований государств-членов. Расширение традиционно считалось сферой, где национальные интересы с большей готовностью могли оставаться в стороне, чем при условиях обычного настроя ЕС: нормативный аспект этого процесса требует более социально ориентированного подхода к принятию решений. Но все это в корне изменилось.

Расширение теперь намного легче политизируется в отдельных государствах-членах, и это в особенности имеет место там, где существует и в политических целях используется растущая общественная поддержка евроскептицизма. Совет Европейского Союза, а не Европейская комиссия, все чаще устанавливает ориентиры для разграничения прогресса в переговорах относительно присоединения, и таким образом, во многом определяет темпы проведения переговоров.

Этот межправительственный режим принятия решений относительно расширения был очевиден, когда Словения требовала значительных морских территориальных уступок со стороны Хорватии. Это также можно увидеть на примере того, как Греция постоянно возражает против названия «Македония», а Бундестаг настаивает на необходимости достижения прогресса странами, которые подали заявки на вступление. И это требование чрезвычайно усложнило отношения с Турцией.

Предыдущие раунды расширения дают достаточно доказательств трансформационной силы ЕС относительно демократизации и «европеизации» государств до их присоединения. Но ЕС добьется успеха в перенесении своих законов, норм и ценностей кандидатам на вступление, только если правительства таких государств воспринимают свои обещания всерьез. Они должны быть готовы понести расходы на имплементацию, поскольку считают, что выгоды для своих стран в качестве членов ЕС (или для себя как политических субъектов) будут оправданными.

Поэтому обещание Евросоюзом членства просто должно быть достоверным, чтобы были успешными реформы, стимулом для которых является присоединение, и, чтобы нормы ЕС были внедрены в государстве, подавшем заявку. Реальная проблема ЕС на Западных Балканах заключается в том, что предложенное в 2003 году обещание (членства) государствам-кандидатам больше не является достаточным для противодействия потокам усталости от расширения, которое привело к усталости от реформ, замедляя прогресс в странах, которые подали заявки, до фактической остановки.

Действительно, в отличие от предыдущих раундов присоединения, ЕС не предоставил конкретные сроки достижения обещанного десять лет назад членства в Салониках. Скорее, процесс остается открытым и неопределенным. Комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле настаивает на том, что расширение продолжается, но западные Балканы остаются хрупким регионом, который характеризуется взаимно антагонистичными национализмами, неполным созданием государства, глубокой и всеобъемлющей коррупцией, а также неэффектным управлением экономикой.

Празднуя присоединение Хорватии — что, несомненно, даст краткосрочный импульс процессу реформ в западных Балканах — ЕС сталкивается с глубоким выбором относительно взаимодействия с этим регионом. Он может оживить дух предыдущих раундов расширения, или может поддаться усталости от расширения. В любом случае, будущее региона висит на волоске.

Проект Синдикат для «Дня», перевод Мыколы СИРУКА, «День»

Джон О’БРЕННАН — директор европейских исследований и преподаватель по вопросам европейской политики в Национальном университете Ирландии в Мейнуте (NUIM).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать