Арифметика ликвидации
Вопрос финансовой ответственности виновников банкротства «Украины» по-прежнему открытНе прошло и года, а Ликвидатор самого крупного в нашей стране банка-банкрота АКБ «Украина» заявил о своей готовности приступить к финансовой сатисфакции требований физических и юридических лиц, вклады которых в «Украину» превысили гарантированное государством возмещение в размере пятисот гривен (на момент начала ликвидации «Украины»). И, как стало понятно после вчерашней пресс- конференции «и.о.» председателя Агентства по вопросам банкротства Виталия Струкова и «и.о.» главы временной исполнительной дирекции Ликвидатора АКБ «Украина» Олега Некряча, сразу же столкнулся с серьезными трудностями.
На данный момент для удовлетворения претензий кредиторов первой очереди на общую сумму 230 млн. грн. (согласно принятому парламентом 28 марта и недавно подписанному Президентом Закону «О порядке погашения задолженностей перед вкладчиками АКБ «Украина», таковыми являются физические и юридические лица, «негарантированно» доверившие банку до 50 000 грн.) Ликвидатору не хватает «самого малого» — утверждения поданного в НБУ реестра и... 145 млн. грн. Выплатить же эти двести тридцать миллионов Агентство по вопросам банкротства должно до 1 июля текущего года. «Должны — выплатим», не терял мужества в общении с журналистами В. Струков. «В ближайшее время будет определен банк-агент, который будет осуществлять выплаты», — неоднократно подчеркивал он, стараясь убедить общественность в готовности Ликвидатора рассчитать первых кредиторов в установленный законодательством срок. В подтверждение своих слов В. Струков даже «урезал» объявленную им же «нехватку средств» на счетах Ликвидатора до 46 млн. грн., а — при благоприятных обстоятельствах — до нуля. С этой целью ему пришлось проделать ряд нехитрых арифметических, но явно сложных для практического осуществления, операций.
Шестьдесят миллионов гривен Агентство «ожидает получить от продажи государственных ценных бумаг» АКБ «Украина». Кто их купит? Пока не ясно. Во всяком случае, согласия со стороны НБУ в этом отношении «Украина», обратившаяся к нему за помощью, пока не получила. Коммерческие банки? Маловероятно. Хотя сам В. Струков убеждает в обратном. «Спрос на ликвидные ценные бумаги есть всегда», — подчеркнул он. Пятнадцать миллионов, по мнению главного Ликвидатора, ему даст продажа партии небанковского имущества «Украины» и еще двенадцать — арендная плата недвижимости банка. Очень может быть, но перенос открытой распродажи, поверим В. Струкову на слово, «оцененных по рыночной стоимости 28 объектов на середину мая» говорит о том, что спрос на нормально оцененное имущество ликвидируемого банка у нас в стране не высок.
Большие надежды возлагает Ликвидатор на правительство. В частности, на положительное решение Минфина по погашению гарантированных Кабмином «кредитных запросов» к «Украине» на сумму 23,7 млн. грн. Пойдет ли на незапланированные бюджетом расходы Минфин, учитывая проблемы с выполнением бюджета этого года? Вопрос кажется риторическим. А также «на обращение премьер-министра Анатолия Кинаха к судебным и правоохранительным органам» с просьбой посодействовать Ликвидатору в накоплении ликвидационной массы. Этот момент, без сомнения, заслуживает отдельного внимания. В. Струков отметил, что на сегодняшний день Ликвидатор подал ряд судебных исков, претензий и т. д. к «просроченным» и проблемным кредиторам на общую сумму 350 млн. грн. При этом, по его словам, местные органы власти и суды явно не спешат принимать выигрышные для Агентства по вопросам банкротства решения. «Если допустить, что хотя бы на десять процентов наши требования будут выполнены, то мы получим 35 млн. грн.», — отметил В. Струков. Стоит ли надеяться в этой связи на Кабинет Министров? Практика неудовлетворения судебных исков при правительственной поддержке к ряду предприятий-должников еще во времена необанкроченной «Украины» (о чем в интервью «Дню» говорил экс- глава правления банка, а теперь подследственный Алексей Полетуха) говорит, что нет.
Впрочем, сейчас это не столь важно. Отвечая на вопрос корреспондента «Дня», В. Струков отметил, что большая часть из 150 крупнейших фирм-должников уже не существуют либо находятся в процессе ликвидации. «Около 900 млн. грн. от 1 млрд. проблемных долгов признаны безнадежными», — признал он после пресс-конференции. «День» неоднократно обращал внимание на причастность представителей высших эшелонов власти к выдаче тех или иных проблемных кредитов. Генеральный прокурор М. Потебенько также неоднократно обещал наказать всех виновных. Настигнет ли Фемида этих государственных деятелей до 1 июля? Вряд ли.
Кстати, о кредитах... Может показаться удивительным, но В. Струков убежден в заинтересованности банков, «входящих в двадцатку крупнейших», в покупке проблемных кредитных обязательств перед «Украиной» и, утверждающих, что «у них есть возможность вернуть эти кредиты». Детально говорить на эту тему главный Ликвидатор конечно же не стал. Коммерческая тайна. Вопросов же после такого заявления возникает множество. Что это? Стремление окончательно «опустить концы» фирм должников «в воду»? Или процесс, от которого пострадала «Украина», когда, как говорил в интервью «Дню» народный депутат Виктор Суслов, «уведенные» из «Градобанка» выплаты остарбайтерам «повесили» на АКБ «Украина» под кредит НБУ, на который Минфин в свое время продал банку ОВГЗ? Или и то и другое? Вряд ли вызовет удивление, что операции с долговыми обязательствами такого масштаба у нас в стране вызывают подтвержденные практикой опасения.
И последнее — объяснить корреспонденту «Дня», что собирается делать Ликвидатор, чтобы выполнить обязательства перед кредиторами второй и третьей очереди, долги «Украины» перед которыми несопоставимо больше, чем перед «малообеспеченными гражданами, господин Струков явно затруднился. Точнее — ответ был лаконичен и ожидаем: «Продавать имущество, если удастся».
Выпуск газеты №:
№69, (2002)Section
День Украины