Ценовой диктат импорта или «тени»?
Эксперты уверяют, что стоимость топлива на АЗС тянут вверх нелегальные схемы поставок на рынокРост цен на бензин вызван отменой пошлин на импорт нефтепродуктов, заявил вчера премьер-министр Украины Николай Азаров. «Отмена пошлин на импорт нефтепродуктов в прошлые годы привела к монополизации рынка со стороны импортеров: их доля на рынке достигла 60%. Это позволило им ввести ценовой диктат, что увеличило стоимость топлива практически до европейского уровня», — пояснил премьер. Бросив камень в огород иностранных нефтетрейдеров, Азаров параллельно заверил, что правительство делает все для проведения последовательной политики возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. «В том числе путем защиты отечественного рынка от излишних объемов импорта», — резюмировал Николай Янович. Правда, что имеется в виду, господин Азаров не уточнил.
По информации премьер-министра, ситуацию с большими ценами на АЗС уже решают. Так, Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило программу возрождения нефтепеработки в Украине, которая предусматривает увеличение переработки отечественными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) до 14 миллионов тонн нефти в текущем году (с 11,1 миллионов тонн в 2010 году. — Ред.) и дальнейшую модернизацию заводов. Снизить цены может помочь и Антимонопольный комитет Украины, который до средины февраля планирует огласить результаты в деле по факту стремительного повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 года и первые дни 2011 года в основных сетях автозаправочных станций.
«Таким образом, в текущем году правительство планирует обеспечить рынок качественным и дешевым топливом», — подытожил Азаров.
Чего же ждать рынку от таких заявлений? А также помогут ли озвученные действия сбить цену на бензин в рознице? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Геннадий РЯБЦЕВ, эксперт по энергетическим вопросам, заместитель директора Научно-технического центра «Психея»:
— Заявления свидетельствуют о том, что действия правительства будут направлены на повышение управляемости рынком. Это может привести к тому, что останутся лишь отдельные компании. А слабая конкуренция — одна из главных проблем данного сектора сейчас. Как раз ее и следовало бы решать правительству. Кроме того, стоит также подумать о единых правилах игры для всех участников рынка. На мой взгляд, нельзя пока обвинять в росте цен на бензин только импортеров, ведь еще не завершила свою работу специальная комиссия, которая с января начала изучать этот вопрос. Кроме того, доля импортного топлива на рынке не такая уж и большая — всего около 40%. Относительно же роста цен могу сказать, что сегодня средняя цена А-95 — 8,63гривны за литр по Украине. И предпосылок к ее уменьшению или увеличению в ближайшем будущем нет, потому что тенденции на мировом нефтяном рынке спокойны.
Сергей КУЮН, директор «Консалтинговой группы А-95»:
— Мне кажется, что премьер-министра, наверное, умышленно дезинформируют о реальной ситуации на рынке, чтобы склонить его на чью-то сторону. В частности, речь идет о том, что сейчас одно из министерств перешло к неприкрытому лоббированию введения пошлины на импортные нефтепродукты. Разные звучали цифры относительно оценки доли импорта на внутреннем рынке, но 60% — это откровенная дезинформация. По официальным данным, в 2010 году доля импортных нефтепродуктов была 40%, а в январе 2011 года — 30%. Причем импортные поставки — в основном топливо того класса (Евро-4 и 5), которое у нас практически, либо же вообще не производится.
Теперь о ценовом диктате и о его виновниках. За счет добычи собственной нефти Украина может обеспечить только 10-15% своих потребностей. Недостающую нефть страна вынуждена импортировать. Поэтому, даже увеличив объемы переработки нефти, о чем говорит премьер-министр, ждать снижения цен не стоит. Не решить вопрос с высокими ценами и введения дополнительной пошлины на импортное топливо, ведь — это дополнительный налог, который придется платить потребителю. Да, сегодня жители многих стран Европы протестуют против больших цен на бензин, но для ценовой стабилизации там снижают или диверсифицируют налоги, а также увеличивают конкуренцию на рынке. У нас наоборот: внутренний рынок могут закрыть для импортеров, введя импортную пошлину. Эффект от этих действий будет обратным — дальнейший рост цен и монополизация рынка.
На мой взгляд, решать данную проблему в Украине надо за счет развития внутреннего производства, закрывая схемы нелегальных поставок нефтепродуктов, которыми рынок сегодня переполнен. Это контрабанда и фальсификат. По разным подсчетам, доля всего этого добра на украинском рынке составляет 20-40%. То есть на рынок течет огромное количество топлива без уплаты налогов, поэтому отечественные заводы и не могут с ними конкурировать.
Выпуск газеты №:
№23, (2011)Section
День Украины