Чем больше «белая» зарплата, тем больше будут пенсии

О том, что страна заждалась реформ в области пенсионного обеспечения граждан (одна из причин — прогнозы экспертов о том, что к 2040 году на 1000 работающих будет приходиться около 700 пенсионеров), журналисты и эксперты «Дня» говорили на страницах газеты неоднократно. Все про ту же суть изменений в жизни соотечественников, наметившуюся благодаря Законам «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», говорили и на вчерашнем обсуждении первого из документов вице-премьер Дмитрий Табачник и глава правления Пенсионного фонда Борис Зайчук. В очередной раз вчера было подчеркнуто, что суть реформы состоит в обеспечении принципов социального равенства и постепенного повышения пенсий в соответствии с государственными социальными гарантиями.
Напомним, что закон предусматривает начисление пенсии будущим пенсионерам исключительно на основе данных системы персонифицированного учета, которая ведется последних три года; создание механизма пересчета выплат пенсионерам нынешним, он также упразднит любые льготы по уплате пенсионных взносов и запретит внедрение новых льгот без четкого определения источников их финансирования, а также отменит максимальное ограничение размера пенсий. То есть — конец несправедливому распределению делавшихся человеком на протяжении трудовой деятельности пенсионных взносов: пенсия каждому, как минимум (без учета третьей ступени пенсионного реформирования — дополнительных добровольных отчислений на старость в негосударственные фонды), — по целостной картине взносов за все количество трудовых лет, а также по размеру заработной платы.
В общем, каждый наемный работник, по словам вице-премьера, с 1 января следующего года (то есть с момента вступления Закона об общеобязательном страховании в силу) должен осознать, что от размера официальной части его зарплаты зависит уровень обеспеченности его старости. Затем предстоит «уговорить» работодателя сделать эту самую часть как можно более значимой. То, что граждане потихоньку осознают, ПФ подтверждает и цифрами: если сравнивать шесть месяцев минувшего года и года нынешнего, поступления в бюджет организации увеличились почти на миллиард, что, по мнению Д. Табачника, свидетельствует и о том, что «белой» зарплаты в стране стало значительно больше. Однако создается впечатление, что даже на ранних этапах пенсионная реформа начинает давать сбои. Стоит напомнить хотя бы о том, что, по оценкам многих экспертов, нынешняя ставка налогообложения на фонд заработной платы — 32%— является далеко не последней причиной того, что, как минимум, трети объема фонда заработной платы в стране для фискальных органов не существует. И тот факт, что введение закона в действие предусматривает повышение ставки еще на 5%, а также данные Министерства труда и соцполитики — на одну вакансию в стране претендуют до восьми человек — ставят под вопрос проявление сознательности у наемных работников с первого числа нового года.
Равно как и не кажется логичным в связи с вышесказанным заявление Б. Зайчука о том, что, к его «превеликому сожалению», вести речь о снижении ставок не приходится, поскольку это отразится на наполнении ПФ: с фонда зарплаты лишь нескольких тысяч человек в стране работодатель платит взнос, исходя из их официальной ставки в 2700 гривен и более, тогда как зарплата нескольких миллионов официально держится на отметке в 100—200 гривен.
Выпуск газеты №:
№145, (2003)Section
День Украины