Четыре завета Николая Костомарова
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020516/485-2-3_0.jpg)
Отметим первый из них. В эпоху, когда в официальной историографии (вспомним Карамзина!) было принято отождествлять историю государства (а точнее, историю правящей династии и конкретного монарха) и историю народа, свежо, смело и абсолютно по-новому прозвучала мысль Костомарова: «основное начало форм общественной и политической жизни, изучением которых занимается история — это народ». Именно Костомаров явился основоположником народнического направления в украинской историографии. И сейчас можно сказать: да, в истории случаются более или менее длительные периоды, когда «народ безмолвствует», но это только на время...
Второй завет историка. Костомаров всю жизнь отличался исключительно трепетным, ответственным отношением к профессиональному призванию ученого. Наука навсегда осталась для него «любимым до страсти предметом». Николай Иванович не терпел в своей работе приблизительности, неточности или расплывчатости, отсюда — солиднейшая документальная база его трудов, плод многих десятков лет каторжной работы с источниками в архивах.
Не менее злободневен и третий завет. Будучи крупнейшим историком как России, так и Украины, относясь с глубочайшим уважением к обоим народам, Костомаров оставил нам тонкий и проницательный анализ этих двух национальных характеров. По его мнению, склонность украинцев к «началам личной свободы» побуждала наш народ создавать соответствующие общественные структуры (в прошлом — Запорожская Сечь, в перспективе, возможно, — федерацию), в то время как россияне «стремились образовать мощное общинное тело на исконных началах, что привело к единовластию и мощному государству».
И, наконец, остаются и сейчас остросовременными и такие мысли Н.И.Костомарова, положенные в основу деятельности Кирило-Мефодиевского братства, одним из руководителей которого он был: «каждая народность сохраняет свои особенности при всеобщей личной и общественной свободе; относясь с омерзением к религиозной и национальной ненависти, мы соболезнуем о невежестве народа...»
Блестящий историк-стилист, умевший излагать драматичные страницы прошлого увлекательно, как роман, одновременно — создатель исторических художественных произведений, написанных на высшем уровне научного знания эпохи, Николай Иванович Костомаров был и по праву остается «властителем дум», корифеем нашей мысли, нашего слова и культуры.
Выпуск газеты №:
№85, (2002)Section
День Украины