Европарламент критикует природоохранную политику Украины
Есть ли конструктивный ответ?Паводок в Украине понемногу отступает, вода, сошедшая с гор, через несколько дней исчезнет вовсе. А вот последствия будем преодолевать еще долго. Хотя у МВД амбициозные планы — в течение 10 дней провести оперативные работы по ликвидации последствий затоплений. Премьер-министр Денис Шмыгаль комментировал, что несколько недель понадобится, чтобы посчитать точную сумму нанесенного ущерба. Однако важно ведь не только побороть последствия, но и устранить причины.
Возможно, наконец власти следует принять во внимание рекомендации и наработки экологического сообщества, ведь о всех возможных вызовах и угрозах природных бедствий эксперты рассказывали не один год. Не слышат и не видят — такова позиция власти, а пожинать последствия приходится простым людям.
Если позицию общественного сектора властные органы игнорируют, то есть еще замечания Европарламента, Украина должна улучшить свою экологическую политику.
ЧЕМ НЕДОВОЛЕН ЕВРОПАРЛАМЕНТ?
На прошлой неделе члены Европейского парламента подготовили письмо к правительству и парламенту, в котором выразили обеспокоенность тремя основными проблемами в природоохранной политике Украины. О паводках и наводнениях — ни слова. Но в природе все взаимосвязано. Речь идет об экологических потерях от деятельности лесной промышленности, несоблюдении закона об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и отсутствии гарантии безопасности природоохранных активистов.
«Поскольку украинские экосистемы являются домом для некоторых древнейших и первичных лесов в Европе, их сохранение имеет глобальное значение и должно быть приоритетом для политикума, — говорится в письме европарламентариев. — Уничтожение лесов и их незаконная вырубка продолжают представлять серьезную угрозу экосистемам и лесным ландшафтам Украины... Компетентным органам власти следует также принять во внимание экологические потери, вызванные чрезмерной вырубкой леса и загрязнением воздуха в результате деятельности деревоперерабатывающей промышленности».
Не довольны международные эксперты и тем, как выполняется в Украине закон об оценке воздействия на окружающую среду, принятый в 2017 году. До сих пор не созданы независимые экспертные группы, которые должны готовить ОВОС, не готовы все необходимые подзаконные акты по ОВОС, а выводы по оценке воздействия на окружающую среду часто некачественные. «День» писал о подобных «профессиональных» выводах по ОВОС, которые позволяли строить ветряки в долине Боржава и строить масштабный горнолыжный курорт на карпатском хребте Свидовец.
Европарламент тоже обратил внимание, что иногда общественным организациям, которые критикуют некачественные отчеты ОВОС или когда те противодействуют незаконным лесным рубкам, поступают угрозы от оппонентов. Поэтому еще одна рекомендация международного сообщества — разработать законодательную базу, которая бы гарантировала безопасность природоохранных активистов, журналистов и общественных организаций.
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ БОЛЬШАЯ ВОДА
Как отреагировала украинская сторона на обращение Европарламента, пока неизвестно. Все внимание приковано к преодолению последствий паводка. Кстати, масштабное наводнение в пяти регионах страны связывают именно с незаконными вырубками лесов, на что указали и члены Европарламента. Хотя это не единственная причина, многое зависит от того, как ведется хозяйственная деятельность на местах и ??насколько она безопасна для окружающей среды.
«Паводок — это резкое увеличение воды в реке, это может происходить в течение всего года, чем это явление и отличается от наводнения, — объясняет эколог МБО «Экология — Право — Человек» (ЭПЧ) Екатерина ПОЛЯНСКАЯ. — Паводки — это явление природы, которая таким образом регулирует свои экосистемы, когда выпадает большое количество осадков, их надо куда-то деть. Если не задерживается в водосборах большое количество осадков, то вода попадает в русла рек, и вызывает стихийное бедствие. Пойма — это часть долины реки, которая периодически затапливается водами. Если здесь планируется какая-то деятельность, то она должна быть предварительно исследована и изучена, и должны быть рассчитаны все риски».
«Вторая причина паводков — как раз антропогенная, — продолжает Екатерина. — Люди застраивают поймы и сознательно идут на риск того, что их дома и огороды будут затоплены и могут быть разрушены. Это должно учитываться при планировании этих территорий, при выделении земельных участков. Еще одна причина — водосборы рек. Их состояние — это ключевой фактор, если на водосборе вырублен лес, то нарушается почвенный покров, процессы поглощения и задержания воды. Также причина в хищническом ведении лесного хозяйства, когда используются старые технологии, когда добираются до отдаленных участков леса по ручьям или строят для этого новую дорогу. Также нарушается водный кодекс, когда вырубаются леса вдоль русел рек. Усиливаются оползневые процессы — тоже из-за вырубки леса».
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ — НЕ ИМУЩЕСТВО
Затопление Западной Украины — это повод для власти наконец всерьез взяться за природоохранную политику государства. Работать надо над каждой из причин, которая вызывает наводнения, засухи, пыльные бури, ведь то, что большая вода вышла из берегов — это не единственная экологическая проблема Украины.
«Наше государство унаследовало природоресурсное экологическое право, когда природные ресурсы использовались как источники имущественных ресурсов для развития экономики, — отмечает ведущий юрисконсульт ЭПЛ София ШУТЯК. — Когда я начала изучать вопрос затопления территорий и паводков, выяснилось, что это не новое явление для украинского законодательства. Почти каждый год готовились указы президента и постановления Кабмина о затоплении, в частности Закарпатской или Ивано-Франковской областей, то есть регионов, где одно из условий жизни — затопление. Поэтому чтобы правильно существовать и не тратить ресурсы на ликвидацию последствий, лучше их предупредить».
София Шутяк напоминает, что к 2022 году в Украине должны появиться планы управления и методики оценки рисков затопления территорий. Грубо говоря, это документ, который описывает, где именно может быть затоплена та или иная территория, с какими объемами воды, какими могут быть последствия для населения и даже число жертв, и так для каждого из девяти речных бассейнов Украины. Этим занимается Украинский гидрометеорологический институт ДСНС и НАНУ, имплементируя директиву ЕС «Об оценке и управлению рисками затопления».
И как рассказывал ранее «Дню» заведующий лабораторией оценки и управления рисками Украинского гидрометеорологического института Константин Данько, за неимением средств и специалистов в команде сейчас готовится карта с рисками затоплений для бассейна Днестра. Это один из первых этапов всего процесса.
В идеале подобные оценочные программы должны работать в Украине еще вчера, особенно для тех областей, где наводнения и паводки — не аномалия, а обычное явление. «Кабмину надо обратить внимание на природоохранные мероприятия, на время COVID-19 были минимизированы все расходы на природоохранную сферу, а теперь имеем имущественные последствия. Мы призываем правительство должным образом финансировать природоохранные мероприятия. А также хотим активизировать органы местного самоуправления, так как решение о развитии громады принимаются на местном уровне, а часто громады не хотят понимать, что то, что происходит у них, имеет последствия для государства», — добавила София Шутяк.
«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА — БЕЗ ЦИФР И ПОКАЗАТЕЛЕЙ»
Упомянутая директива ЕС об оценке рисков затопления появилась еще в 2007 году. Мы же взялись за адаптацию наработанного европейцами опыта только сейчас. Представленная премьером Денисом Шмыгалем программа правительства, хотя и не утверждена парламентом, тоже не предусматривала решения неотложных экологических проблем.
«Когда весь цивилизованный мир движется в сторону сохранения окружающей среды и борьбы с изменениями климата, наше правительство продолжает жить парадигмой усиления эксплуатации природных ресурсов, — комментировали правительственные планы в украинской природоохранной группе. — Пока ЕС принимает стратегию биоразнообразия, которая требует срочно превратить 10% полей в различные природные ландшафты и начать работу над консервацией земель, наше правительство видит своей задачей уничтожение остатков природных территорий. Наиболее бессмысленными в программе являются пункты, которые касаются мелиорации и самосейных лесов. По официальным данным правительства, выбросы углерода от сельского хозяйства превысили поглощение его лесами. И вместо изобретения механизмов для предоставления официального статуса лесам самозалесненных земель правительство предлагает вырубить молодые леса и перепахать их. Ранее предлагалось увеличить долю природно-заповедного фонда до 15% площади государства, а в действующей версии программы такая цифра отсутствует. Экологическая политика является набором призывов без конкретных индикаторов, цифр и показателей».
Несмотря на то, что программа не утверждена, отдельных экологических стратегий от правительства Шмыгаля также нет. А новосозданное Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов только становится на ноги — ведомство сейчас проходит этап юридической регистрации. В комментариях СМИ по паводкам новый министр окружающей среды Роман Абрамовский говорит правильные вещи, причина — не только лес, а проблему надо решать комплексно. Но слова — это еще не конкретные действия. По словам Екатерины Полянской, власть наконец должна учесть силу природы, ведь природная стихия — очень мощная. Как видим, легкомысленное отношение к этой жизненной истине приносит нам горькие плоды.
Выпуск газеты №:
№122-123, (2020)Section
День Украины