Перейти к основному содержанию

Гданск: реверс не проходит

Польский бизнес еще ждет сигнала от своего правительства
16 июля, 00:00

За несколько минут до начала этого мероприятия министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов, отвечая на вопрос «Дня» относительно намерений организаторов сказал: «Закрепим сделанные до сих пор подвижки и пойдем дальше». Предсказание министра в сущности подтвердилось. После Брюсселя, где было заявлено, что проект Одесса— Броды—Гданск становится одним из главных европейских приоритетов, Гданск также вошел в категорию вех на пути Евроазиатского нефтетранспортного коридора. В понедельник здесь был подписан и, что бывает не часто, дважды в течение одного дня и в том же зале презентовался протокол о намерениях между «Укртранснафтой» и польским предприятием «Пшиязнь» («Дружба»). Этот краткий документ, в котором стороны объявляют себя эксклюзивными партнерами в намерении создать совместное предприятие и соблюдать при этом необходимую конфиденциальность, тем не менее в зале и в кулуарах «круглого стола» получил чрезвычайно высокую оценку. В частности вице-премьер Польши Марек Поль назвал подписание протокола «большим прорывом» и «первым профессиональным шагом к осуществлению этого проекта». На создаваемое СП будет возложена миссия разработать правила игры на евразийском нефтепроводном поле. Суперзадача этих правил: привлечь новых игроков — польские или непольские банки, а также крупный польский бизнес для финансирования польского участка нефтепровода.

Потому что на сегодня задержка именно за этим. Украинский участок, как известно, построен и частично уже работает, пока что качая российскую нефть по 52-километровому отрезку. Но коготок, как говорится, впился и может увязнуть. России совершенно не нужен украинский нефтепровод, идущий в Европу. Именно это породило предложение использовать его в качестве реверсного, т.е. не для прокачки каспийской нефти в Европу, а для подачи российского сырья в бассейн Черного моря и дальше, через перегруженный судами Босфор, в Атлантику. Давление на Украину и также, вероятно, на Польшу в этом вопросе очень велико. Достаточно сказать, что источник «Дня», близкий к украинским правительственным кругам, не без тревоги сообщил: «Если нефтепровод в этом году не запустить, прокачав по нему хоть какое-то, пусть и символическое количество нефти, то на нем можно ставить крест — реверс победит, причем не временно, а окончательно».

Похоже, это было далеко не беспочвенное заявление. Не случайно в тот же день, когда в Гданске проходил «круглый стол», директор по экономике энергетики Евразии и Восточной Европы Кэмбриджской энергетической исследовательской ассоциации (CERA) Мэтью Дж.Сагерс, привлеченный в Украине к работе межведомственной рабочей группы по вопросам использования нефтепровода Одесса—Броды (заметим, эта группа рассматривает именно российские или, вернее, выгодные России предложения), на специально организованной пресс-конференции утверждал, что продление нефтепровода Одесса—Броды от Брод до Гданска бессмысленно, поскольку на дорогую каспийскую нефть в этом регионе не будет спроса. Кто и что стоит за этим заявлением? Только не Европа, и только не Соединенные Штаты...

Между тем вопрос реверса пытались поднять и в Гданске. Отвечая, министр Ермилов назвал его «исключительной мерой», которая возможна только в том случае, если Украина и Польша не смогут договориться. Вместе с тем, он решительно заявил, что «итоги Гданска» говорят о том, что «в скором времени все разговоры о реверсе прекратятся». Украинского министра поддержал и представитель Еврокомиссии Фуози Бенсарза (Faouzi Bensarsa), который заявил, что наращивание поставок нефти в бассейн Черного моря — «это не наш путь». Словом, подножка реверсом в Гданске не получилась.

В то же время было бы несколько преждевременно заявлять и о том, что польский бизнес уже готов активно участвовать в финансировании этого проекта. В разговоре с «Днем» глава группы «Лотос» (в нее входит один из крупнейших польских НПЗ) Павел Олехнович подтвердил, что его предприятие намерено закупить и транспортировать по нефтепроводу Одесса—Броды—Гданск от 1,5 до 3 миллионов тонн каспийской нефти. В то же время он сказал, что предприятие не имеет намерения участвовать в инвестировании этого проекта. Более того, будем откровенны, энтузиазма польскому бизнесу не добавило и более чем осторожное выступление представителя ЕБРР г-на Николсона, который не сказал практически ничего, кроме того, что банк будет внимательно присматриваться к этому проекту (точно так же он присматривался и к Одессе-Броды, пока строительство не было завершено за собственные средства Украины).

Впрочем, в Гданске были слышны разнородные банкирские голоса. Так, глава банка WestLB Polska S.A. Мацей Станчук заявил, что не только этот, но и другие банки страны заинтересованы... Но тут же поставил ряд вопросов. В частности, банкира интересовало, найдется ли в создающемся СП место также и для частного капитала? Руководитель предприятия «Нафта польска» Станислав Якубовски изложил требование банкиров о том, чтобы инвесторами строительства нефтепровода были собственники нефти — компании, добывающие ее в Азербайджане и Казахстане.

Интересно, что представитель азербайджанской компании Sokar Валех Алескеров, пылко поддерживавший все, что касается строительства и перспективности нефтепровода, это предложение осудил. По его мнению, никого не нужно уговаривать стать инвестором. Нужно создать для инвесторов привлекательные условия. И тогда они, по его словам, сами придут. Что касается участия Казахстана, то тут также все далеко не просто. Украинская сторона видит его одной из сторон создаваемого СП, и Казахстан на политическом уровне подает соответствующие положительные сигналы. Однако его представитель на «круглом столе» отказался от каких-либо комментариев, то ли всерьез, то ли в шутку сказав «Дню», что его прислали сюда «сторонним наблюдателем». Как бы там ни было, перспективы наращивания нефтедобычи этой страной таковы, что ей скоро просто некуда будет это сырье девать.

На конференции много и хорошо говорилось о политическом сигнале, полученном в Брюсселе от Объединенной Европы. Тем не менее в кулуарах, где автор пытался выяснить, почему же довольно мощный польский бизнес все еще отделывается общими заявлениями о поддержке нефтепровода, выяснилась интересная деталь. Оказывается, польские предприниматели все еще ожидают аналогичного сигнала от своего правительства. Об этом в откровенно критическом плане говорил в интервью «Дню» даже мэр (маршалек) Гданска. Не воздержался от аналогичного упрека и пионер поддержки нефтепровода по польской территории среди польских предпринимателей глава компании Golden Gate S.A. Павел Головня. Оказывается, бизнесовое чутье — это шестое чувство. Источник «Дня» в украинской делегации подтвердил, что Украина, хотя и не педалирует этого вопроса, но уже давно предлагала польской стороне подписать соответствующее рамочное соглашение, которое бы и послужило искомым сигналом. Его проект, переданный Варшаве, все еще где- то пылится. Может быть, лед тронется именно в конце июля, во время приезда в Киев премьер-министра Польши?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать