Перейти к основному содержанию

Хранитель неоценимых сокровищ

В Национальном педагогическом университете состоялась презентация новой книги о творчестве Лины Костенко
17 января, 20:28

Творчество Творца, Поэта (если речь идет о личности воистину исторического масштаба) — это всегда магическое зеркало, без которого нам невозможно познать время, драмы и трагедии эпохи и себя в этом времени. Наша выдающаяся современница Лина Васильевна Костенко является именно такой личностью. Мы только начинаем постигать значение всего, что сделано этой писательницей для украинской культуры, для нашего национального самосознания. Однако уже сейчас можно, без риска впасть в чрезмерную патетику, утверждать: мы все живем в эпоху Лины Костенко — независимо от того, осознаем мы это или нет. Кто знает, может, всего еще одну личность ХХ века можно поставить рядом с ней (точнее, есть что-то общее между этими двумя уникальными Творцами, несмотря на абсолютную неповторимость каждой из них). Это — Леся Украинка; кстати, именно Лина Васильевна является блестящим, непревзойденным интерпретатором ее наследия.

Бесспорно, творчество Лины Костенко можно адекватно понять только в контексте высших достижений мировой литературы и мировой литературоведческой мысли. Это прекрасно понимали авторы новой книги «Поезія Лiни Костенко в часах перехідних і вічних» (Харьков, издательство «Прапор», 2006 год). Собственно, эта книга представляет собой коллективный труд многих авторитетных авторов — ученых-филологов, писателей (Владимир Панченко, Николай Ильницкий, Оксана Пахлевская, Любовь Голота, Владимир Моренец, Анатолий Яковец, Дмитрий Дроздовский...), которые в своих статьях, научных исследованиях, публицистических эссе, помещенных в книгу, поставили перед собой сверхсложную задачу: разгадать посредством как научно-филологического инструментария, так и личной интуиции, «тайну» Лины Костенко.

А это возможно только в том случае, если мы расшифруем «код» Искусства Поэзии как таковой, анализируя при этом тот уровень, на котором находится сейчас наша литература и культура (тогда будет задан надлежащий уровень разговора!). Молодой, но уже признанный в Украине исследователь, редактор отдела критики журнала «Всесвіт» Дмитрий Дроздовский (один из авторов книги), справедливо нежелая «подслаживать» серьезную дискуссию, заметил, что мы живем сейчас в «постмодерном», а точнее «укрсоврлитовском» обществе, где полным ходом идет (а может, уже завершилась?) «дегуманизация масс» (термин испанского философа Ортеги-и-Гассета), продуктом которой в области культуры является трансформированно-тоталитарный канон текстов и их прочтения. Оратор добавил: именно оторванность от украинской истории и литературы и порождает того уродца современного общества, который затерялся Бог знает где в историческом безвременье. Известный филолог, преподаватель НАУКМА Анатолий Яковец подчеркнул в этой связи, что как раз творчество Лины Васильевны Костенко является мощной эманацией сопротивления, тяги к жизни, воле (а никак не «реквиемом по Украине», которых сейчас хватает!). Ведь именно этой писательницей написаны строки:
«Не допускай такої мислі,
Що Бог покаже нам неласку;
Життя людського строки стислі —
Немає часу на поразку».

С особым вниманием, естественно, зал выслушал выступление пани Оксаны Пахлевской — дочери Лины Васильевны, авторитетного не только в Украине, но и далеко за ее пределами ученого-филолога, постоянного автора «Дня» (она является старшим научным сотрудником Института литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины и в то же время — профессором Римского университета «Ла Сапиенца»). В частности, пани Оксана акцентировала внимание на том, что Лина Васильевна как личность имеет одну уникальную черту: «способность быть всегда отдельно, быть собой в любых условиях, способность чувствовать не прошенное, а данное себе право на выбор — и способность снова начинать все сначала!» Тема разговора, как ее сформулировала Оксана Пахлевская, звучала так: «Что случилось с нашим обществом и почему поэзия является одним из ключей к происходящему?» Пани Оксана подчеркнула: «Мы живем не в неодемократическом (это иллюзия), а на самом деле в посттоталитарном обществе, причем тоталитарная система в СССР была такой, какой еще не знал мир — потому что уничтожалась культура как таковая, вся культура, а не отдельные ее составные. Именно уничтожение культуры привело к тому, что был создан континуум варварства, плебейства и цинизма; потому что истребление культуры было формой истребления Человека». Однако, отметила выступающая, Украина нашла в себе силы на сопротивление. В этом контексте следует рассматривать и Майдан.

Тогда, по убеждению Оксаны Пахлевской (она не согласна с некоторыми поверхностными оценками западной прессы), «европейская Украина восстала против советской, евразийской антиУкраины, а не украиноязычная Украина восстала против русскоязычной». Напомнив страшное пророчество американского политолога Семюэла Хантингтона о том, что человечество ждет столкновение цивилизованного и нецивилизованного мира, а «линия разлома» при этом пройдет по артерии Днепра, пани Оксана заметила, что сроки эсхатологии (также и настроения апатии или эйфории) не являются адекватными по отношению к ситуации в Украине. Основной выбор, который определит эту ситуацию, — это уровень культуры молодого поколения. И здесь (добавим уже от себя) колоссальной является роль Лины Васильевны Костенко, «невидимого хранителя сокровищ, которых нельзя оценить» (это ее определение миссии Поэта). Да, она прежде всего Поэт, Творец; но для Украины, тем не менее, Лина Костенко неизмеримо «больше, чем Поэт», если использовать известные строки Евтушенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать